Выставка к 100-летию живописца и иллюстратора Ювеналия Коровина в Третьяковской галерее, там же работы известного бурятского художника Зорикто Доржиева, и Франц Кафка, вдохновивший не одно поколение русских художников XX–XXI веков, в Государственном музее А.С.Пушкина.
Выставка «Другой Коровин» в Третьяковской галерее представляет творческое наследие Ювеналия Коровина, ученика замечательного художника и преподавателя Константина Истомина, принципам которого Коровин оставался верным всю свою жизнь. Станковая живопись мастера и его акварели, представленные в экспозиции, раскрывают перед зрителем Ювеналия Коровина как тончайшего колориста, виртуозно работающего с цветовыми плоскостями, блестяще владеющего штрихом и линией. На выставке можно увидеть лучшие из его произведений, созданные в 1950–1970-е годы, среди которых такие как «Андрюша» (1963, собрание семьи художника), «Мастерская в Тарусе» и «Беседа» (обе — 1973, ГТГ). Коровин был также замечательным иллюстратором, оформившим произведения Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина, Владимира Маяковского. Самые известные из его детских иллюстраций — к русским народным сказкам, к произведениям Джанни Родари и Агнии Барто, к «Дяде Степе» Сергея Михалкова. Собранное вместе на выставке к 100-летию его наследие обещает стать настоящим открытием для тех, кто прежде не был знаком с творчеством Коровина, погрузит в поэтичный мир художника, несомненно продолжателя лучших традиций отечественной живописной школы.
Выставка известного бурятского художника Зорикто Доржиева там же, в Третьяковской галерее, представляет пример плодотворного синтеза академической выучки и народного искусства, довольно редко случающегося. Построение композиции и формы в картинах Доржиева — от европейской живописной школы, острота же этой формы и линий, его выразительная простота и декоративность — из бурятской изобразительной традиции. Темы художника тоже связаны с родной Бурятией, но в них нет ничего от этнографии и туристических стереотипов о культуре того или иного народа. Почти всегда фоном в работах служит бескрайняя степь, где главный герой — кочевник, которого Доржиев считает «художником, поэтом и философом» одновременно. Кстати, Доржиев был приглашен в качестве художника по костюмам в фильм «Монгол» (2004) Сергея Бодрова и «Небесные жены луговых мари» (2012) Алексея Федорченко. Выразительная графичность стиля художника и одновременно эпичность его образов как нельзя лучше соответствуют языку современного кинематографа.
В экспозиции выставки «Кафка» в Государственном музее А.С.Пушкина, подготовленной московской галереей «Ковчег» при участии музея Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» и XL Галереи, около 70 произведений живописи, графики и документов, связанных с жизнью и творчеством одного из самых загадочных писателей XX века. Удивительно, насколько этот до конца не расшифрованный немецкоязычный классик притягивал российских художников самых разных поколений и направлений! На выставке представлены работы практически всех ведущих отечественных мастеров XX–XXI веков, одно перечисление имен которых уже красноречиво: Гариф Басыров, Игорь Макаревич, Юрий Перевезенцев, Виктор Пивоваров, Борис Свешников, Михаил Соколов и далее по списку. Однако выставка «Кафка» — не о книжной иллюстрации, хотя и она здесь представлена. Речь здесь об изобразительных темах и мотивах, которые с творчеством Кафки связаны, скорее, опосредованно. Зрителю предлагается включиться в игру ассоциаций, пофантазировать. Такой, на первый взгляд спорный, ход на самом деле как нельзя лучше соответствует личности Кафки, «Процесс» и «Превращение» которого давно уже классика ХХ века, но по-прежнему вызывают больше вопросов, чем дают ответов, погружая читателя в бездну подсознания писателя. И тогда понятно, почему его мир и творчество стали благодатной темой и для творчества художников, которые работают с визуальными образами.