18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венский взгляд

№30, январь-февраль 2015
№30
Материал из газеты

Австрийское самосознание Алоиза Ригля и Художественно-промышленный музей

Эта внушительная книга — интеллектуальная биография австрийского искусствоведа Алоиза Ригля (1858–1905). Хотя ученики и коллеги хранили память о нем вплоть до 1930-х годов, впоследствии его имя было практически забыто. Однако в 1980-е он превратился в культовую фигуру, причем не только в среде немецких и австрийских искусствоведов, но и в англоязычном мире. Основные вехи его карьеры и научной деятельности хорошо известны: начав работу куратором отдела текстиля в Австрийском художественно-промышленном музее в Вене, Ригль осуществил масштабное исследование восточных тканей, плодом которого стали два важных труда: Вопросы стиля (1983) и Народное искусство, домашнее производство и кустарная промышленность (1894). Затем он написал свою главную монографию Вопросы стиля (1901) и развил идеи в работе Голландский групповой портрет (1902), а в 1903 году был назначен главным хранителем Комиссии по сохранению исторических памятников.

Можно ли сказать о Ри­гле что-нибудь новое? Появление книги предполагает положительный ответ. И действительно, в ней содержатся важные наблюдения как методологического, так и исторического характера. Несмотря на то что мы склонны воспринимать немецкоязычную культуру как единое целое, тот факт, что Ригль был австрийцем, не позволяет поставить его в один ряд с немецкими историками искусства. Диана Рейнолдс-Кордилеоне считает: некоторые его труды были своего рода репликой в актуальной полемике и ответом на основные вопросы, находившиеся в центре внимания венского общества того времени. В их числе вопрос о том, что значит быть австрийцем и как реагировать на подъем самоуверенного, «неотесанного» Германского рейха, начинавшего затмевать габсбургскую Австрию.

 В книге приводятся новые материалы об отношениях Ригля с музеем. В 1897 году он покинул его и перешел на полную ставку в Венский университет, однако обстоятельства ухода оставались не проясненными. Используя ранее не привлекавшие внимания источники, Рейнолдс связывает уход Ригля с его спорами с коллегами о целях и задачах музея. Погрязший в свойственном духу времени историзме, музей, по мнению Ригля, не мог отвечать потребностям современного общества и потому нуждался в фундаментальной перестройке. Не получив поддержки начальства, Ригль уволился, но впоследствии всегда жаловался на то, что находится в изгнании, что оторван от коллекций, с которыми любил работать.

Alois Riegl in Vienna, 1875–1905: an Institutional Biography. Diana Reynolds-Cordileone. Ashgate. 326 с. £63 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
7
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+