Венский взгляд

№30, январь-февраль 2015
№30
Материал из газеты

Австрийское самосознание Алоиза Ригля и Художественно-промышленный музей

Эта внушительная книга — интеллектуальная биография австрийского искусствоведа Алоиза Ригля (1858–1905). Хотя ученики и коллеги хранили память о нем вплоть до 1930-х годов, впоследствии его имя было практически забыто. Однако в 1980-е он превратился в культовую фигуру, причем не только в среде немецких и австрийских искусствоведов, но и в англоязычном мире. Основные вехи его карьеры и научной деятельности хорошо известны: начав работу куратором отдела текстиля в Австрийском художественно-промышленном музее в Вене, Ригль осуществил масштабное исследование восточных тканей, плодом которого стали два важных труда: Вопросы стиля (1983) и Народное искусство, домашнее производство и кустарная промышленность (1894). Затем он написал свою главную монографию Вопросы стиля (1901) и развил идеи в работе Голландский групповой портрет (1902), а в 1903 году был назначен главным хранителем Комиссии по сохранению исторических памятников.

Можно ли сказать о Ри­гле что-нибудь новое? Появление книги предполагает положительный ответ. И действительно, в ней содержатся важные наблюдения как методологического, так и исторического характера. Несмотря на то что мы склонны воспринимать немецкоязычную культуру как единое целое, тот факт, что Ригль был австрийцем, не позволяет поставить его в один ряд с немецкими историками искусства. Диана Рейнолдс-Кордилеоне считает: некоторые его труды были своего рода репликой в актуальной полемике и ответом на основные вопросы, находившиеся в центре внимания венского общества того времени. В их числе вопрос о том, что значит быть австрийцем и как реагировать на подъем самоуверенного, «неотесанного» Германского рейха, начинавшего затмевать габсбургскую Австрию.

 В книге приводятся новые материалы об отношениях Ригля с музеем. В 1897 году он покинул его и перешел на полную ставку в Венский университет, однако обстоятельства ухода оставались не проясненными. Используя ранее не привлекавшие внимания источники, Рейнолдс связывает уход Ригля с его спорами с коллегами о целях и задачах музея. Погрязший в свойственном духу времени историзме, музей, по мнению Ригля, не мог отвечать потребностям современного общества и потому нуждался в фундаментальной перестройке. Не получив поддержки начальства, Ригль уволился, но впоследствии всегда жаловался на то, что находится в изгнании, что оторван от коллекций, с которыми любил работать.

Alois Riegl in Vienna, 1875–1905: an Institutional Biography. Diana Reynolds-Cordileone. Ashgate. 326 с. £63 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+