18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Шедевр русского модерна, храм в Абрамцеве, привели в порядок на частные средства

Церковь Спаса Нерукотворного — тот самый знаменитый абрамцевский храм, построенный в 1881–1882 годах, — одно из наиболее известных архитектурных воплощений «линии русского модерна», — который стал эмблемой музейного парка, посвященного деятельности Мамонтовского художественного кружка. Думая над первоначальным проектом, Василий Поленов держал в голове храм Спаса на Нередице (церковь XII века, построенная возле Новгорода); Виктор Васнецов, продолживший разработку архитектурного решения и несколько изменивший поленовские пропорции, воплотил в нем свое увлечение кремлевскими соборами — сначала московскими, а затем ростовскими и ярославскими. Церквушка у него вышла белая, коренастая, «мужицкая, бычачья». Но при этом рафинированная, рафинадно-легкая, с печью, сделанной по эскизам Михаила Врубеля, со скульптурным рельефом Марка Антокольского, «реалистическими» иконами Ильи Репина, Виктора Васнецова, Николая Неврева, Василия Поленова. Затейливое сооружение, давным-давно ставшее хрестоматийной классикой русского модерна, окружает небольшой погост семьи Мамонтовых. Теперь церковь Спаса Нерукотворного, впервые в истории музея, приведена в порядок на средства Андрея и Елизаветы Молчановых, без привлечения каких бы то ни было бюджетных средств. Реставрационные работы начались в середине мая 2014 года, а уже к концу декабря храм начал принимать посетителей и возобновил богослужения по важным для Абрамцева датам. Гости Абрамцева знают, что реставрация в заповеднике, переходящая от объекта к объекту, ведется круглый год: наследие Мамонтовского кружка (те же самые майолики Врубеля; некоторые из них, как, например, Скамья Врубеля, хотя и защищены стеклянными колпаками, вынуждены жить под открытым небом) хрупко и нуждается в постоянном обновлении. Нынешние реставраторы воскрешают старинные полузабытые технологии, тем самым как бы продолжая абрамцевские традиции на современном этапе. В музее-заповеднике так прокомментировали завершение проекта: «В ходе прошедшей реставрации было проявлено максимально бережное отношение ко всем деталям мемориального интерьера, который полностью сохранен и дополнен выявленными в фондах музея памятниками, ранее находившимися в церкви». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+