18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неизвестные рекорды

В прошлом, 2014 году на арт-рынке было поставлено немало рекордов: продана самая дорогая картина женщины-художника, и самая дорогая картина русского художника, и еще много «самых-самых», о которых писали СМИ, в том числе TANR. Однако нашлись рекорды и факты не менее впечатляющие, но почти совсем неизвестные публике.


Алексей Саврасов. «Бурлаки на Волге». Audap & Mirabaud, Париж. 939 тыс.

Картина появилась в декабре 2014 года на парижском аукционе Audap & Mirabaud с эстимейтом в €70–90 тыс. Полотно велико (126´207 см), композиционно выверенно и тщательно написано, датировано 1870 годом. Алексей Саврасов неоднократно писал виды Волги, в том числе бурлаков, тянущих бечеву («Бурлаки на Волге», 1871, Государственная Третьяковская галерея). Похоже, что на аукцион попало полотно «Волга под Юрьевцем», изображение которого в разных исследованиях о творчестве художника иногда воспроизводится в черно-белом варианте с пометкой «местонахождение неизвестно» или «хранится в частной коллекции во Франции». В источниках также цитируется описание этого полотна, за которое Саврасов в 1871 году был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств: «Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги; облачное небо; Юрьевец на взгорье; куча бурлаков, тянущих на бечеве баржу; невеселая, но характерная картина...» Именно это полотно, видимо, имеют в виду и когда говорят о том, что с фигурами Саврасову иногда помогал Василий Перов. Можно надеяться, что тот, кто поднял цену на картину в десять раз и приобрел ее за почти что миллион евро, понимает все ее значение и покажет полотно российской публике.


Константин Маковский. «Счастливая Аркадия». Stockholms Auktionsverk, Стокгольм. 916 тыс.

Кто такой Константин Маковский и как его любят русские коллекционеры, в стокгольмском аукционном доме знают прекрасно, ведь здесь работает консультантом Иван Самарин, признанный знаток русской классической живописи. Поэтому с эстимейтом не ошиблись, он уже был внушительным — €650–780 тыс. Но итог все равно превзошел ожидания. Огромное панно «Счастливая Аркадия» с 1930-х годов находилось в одном шведском поместье и дважды вместе с ним перепродавалось. Предполагается, что оно является либо оригиналом, либо авторским повторением одного из огромных панно, сделанных художником в 1886–1889 годах для особняка Сергея фон Дервиза в Петербурге (вторая «Счастливая Аркадия» появлялась на аукционе в Финляндии в 1989 году, а затем в 2007 году была куплена на Sotheby’s в Нью-Йорке за €2,2 млн). В любом случае качество обеих работ и документально подтвержденная история бытования не позволяют сомневаться в их подлинности. В конце XIX — начале XX века повторить такое большое полотно было возможно только при наличии авторского картона в натуральную величину. До последнего времени картина не воспроизводилась в цвете, так что изготовить столь совершенную копию на основе только черно-белой репродукции в журнале «Нива» не представляется возможным. В итоге молоток ударил на €916 тыс., итоговая стоимость превысит миллион. Всего на торгах предлагалось 38 русских работ, из них продано 23.


Абрам Архипов. «Портрет молодой крестьянки». Uppsala auction House, Швеция. Около 500 тыс.

Полотно с изображением крестьянки в красном сарафане и цветастом платке заметно выделялось среди прочих работ, представленных на аукционе. Когда-то, до кризиса 2008 года, аукцион в шведском городке Уппсала проводил даже специализированные русские торги, по отдельному каталогу. Сейчас русский раздел сильно сократился, но не исчез и фигурирует дважды в год в «Важных торгах». В прошедшем декабре русских лотов было всего 16 — зато все, кроме одного, проданы, и полотно Архипова стало ожидаемым топ-лотом. Согласно представленному экспертами аукционного дома провенансу, картина некогда была приобретена в Лиссабоне у русской эмигрантки Бу Фрёманом (1926–2010), директором шведской фабрики. При эстимейте в €65–87 тыс. полотно продано за €433 тыс. — это цена молотка, так что итоговая стоимость приблизится к полумиллиону евро.


Агитационный настольный прибор "Перековка внучатами Ильича нечистой силы"», 1931. Палех, художник Николай Зиновьев. Shapiro Auctions, Нью-Йорк. $305 тыс.

Агитлаком — лаковой миниатюрой, в которой традиционные темы росписи заменены советской и просветительской тематикой, — интересуются столь крупные коллекционеры (среди которых Петр Авен и Александр Добровинский), что, казалось, на рынке уже не осталось не попавших в их собрания работ. Но нет, они иногда возникают на аукционах. Например, на октябрьских торгах аукциона Shapiro Auctions в Нью-Йорке, появился настольный прибор с лампой и карандашницей на подставке, коробкой для канцелярских предметов, пресс-папье, подносом и колодой "Антирелигиозных" карт с подставкой, расписанными крупнейшим палехским мастером Николаем Зиновьевым. На предметах образованные, умеющие читать пионеры разными способами побеждают дремучую Бабу-Ягу. При эстимейте в $30–40 тыс. набор подорожал в десять раз и продан за $305 тыс.


Илья Репин. «Нордман за книгой». Dorotheum, Прага. 273 тыс.

Этот портрет, написанный около 1900 года, был известен только по любительским фотографиям дома в Пенатах (где он висел до 1930 года) и упоминаниям. Позже портрет попал в частную коллекцию в чешском городе Острава и только спустя десятилетия выплыл на аукционе пражского отделения аукционного дома Dorotheum. Наталья Нордман, писательница (писала под псевдонимом Северова), впервые встретилась с художником в его мастерской, куда ее привела княгиня Мария Северова. Она на полтора десятилетия увлекла Репина, как бы сейчас сказали, харизмой (она была некрасива) и веселостью, доходившей иногда до сумасбродства; усадьбу Пенаты художник купил, чтобы Нордман было где почувствовать себя хозяйкой (они были не венчаны). Небольшой портрет был выставлен на торги с эстимейтом в €110–165 тыс. и продан за €273 тыс. Вообще-то это случилось в 2013 году, но, как сообщил аукционный дом, заплатили за работу и забрали ее только в 2014 году, так что можно вписать эту продажу в рекорды прошлого года. Между прочим, маленькое отделение Dorotheum в Праге все время радует интересными русскими продажами: в 2012 году тут купили пейзаж «Летний день. Охотино» Константина Коровина за €400 тыс., в 2013 году — его же маленькую «Обнаженную» за €350 тыс.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+