18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Исаак Кушнир: «Не знаю, чью работу я сделал: возможно, Русского музея, Музея истории города или Комитета по культуре»

4 февраля в петербургском Новом музее открывается выставка «Ленинградский андеграунд», посвященная 40-летию первых выставок ленинградских художников-нонконформистов во Дворце культуры им. И.И.Газа в 1974 году и во Дворце культуры «Невский» в 1975-м. Автор идеи и инициатор этого проекта Исаак Кушнир, петербургский коллекционер и издатель серии альбомов «Авангард на Неве», рассказал нашему специальному корреспонденту в Санкт-Петербурге о том, как ему удалось эту выставку собрать.

Как возникла идея выставки? Вы были в ДК Газа в 1974 году?

Сорок лет назад, в декабре, я два с половиной часа мерз на улице, стоя в очереди, чтобы попасть на выставку. То, что я увидел, — это был просто шок, инстинктивное ощущение чего-то очень важного и прекрасного, к чему я не привык и не был готов. Мои художественные пристрастия, мое увлечение живописью — посещение выставки в ДК Газа сыграло во всем этом решающую роль. Было бы действительно замечательно сделать выставку в этом помещении. В прошлом году я специально пошел туда на концерт Сергея и Татьяны Никитиных с мыслью зайти к директору ДК, обговорить: если уж делать выставку, то там, где когда-то зародилось явление, и это станет изюминкой. Но когда я вошел в вестибюль, то понял, что это пространство не имеет ничего общего с тем, что было 40 лет назад: какие-то кафе, бесконечные киоски, кружки. Поехал я и в ДК «Невский» — там сейчас просто торговые точки и склады. Затем начались поиски достойной площадки, выбор пал на Новый музей. Аслан Чехоев, владелец Нового музея, щедро открыл свои двери для моего проекта.

На выставке будет 25–30 работ, которые экспонировались в ДК Газа и в «Невском». Как вам удалось их найти?

Это было чудовищно сложно. Не знаю, чью работу я сделал: возможно, Русского музея, Музея истории города или Комитета по культуре. Почему-то никому и в голову не пришло вспомнить об этом ярком событии. Только Музей нонконформизма на выставке в честь своего 25-летия в Мраморном дворце нашел для «газа-невщины» немного места. Я переговорил со всеми коллекционерами и знатоками, в Петербурге я объездил ровно 50 адресов, где получил работы для выставки. Я ясно отдаю себе отчет в том, что никто бы никогда не смог этого собрать. Все представленные работы — только из частных коллекций.

У меня было два принципа. Прежде всего память: надо обязательно вспомнить эту дату и события. Во-первых, полное участие художников, имевших отношение к выставкам в ДК Газа и «Невском». В первой участвовало 52 человека, во второй уже 87. Я нашел их всех: кто умер, кто эмигрировал — всего 97 имен. Помимо участников тех выставок, я счел возможным включить в экспозицию около десяти художников, которые не принимали в них участия, но активно работали в этот период: Валентин Левитин, Евгений Михнов-Войтенко, Валентин Громов, Рихард Васми, Ия Кириллова... В экспозиции и каталоге к выставке кто-то представлен одной, а кто-то несколькими работами.

Во-вторых, представить через искусство эпоху 1960-х и 1970-х годов: 95% из 200 работ, которые здесь выставлены, относятся к тому времени. Для меня очень важны эти годы зарождения неофициального искусства.

Вы хотели сделать реконструкцию выставок?

Цели реанимировать исторические выставки не было. Спустя 40 лет тот самый материал собрать невозможно — я бы добыл все из-под земли, но это практически нереально. В разные времена, особенно в 1970-е годы, многие работы уехали за границу. Ведь после «газа-невских» выставок эмигрировало около 30 участников событий, они и коллекционеры вывезли кучу работ, и для меня это очень больно. Когда говорят о том, что работы находятся за границей, то скажите, где сегодня собрание русского искусства Александра Глезера или в полном объеме коллекция Нортона Доджа? Работы испарились, ничего нет...  Допустим, я спрашиваю Анатолия Белкина: «Где ваш „Танец“»? Он отвечает, что последний раз работа всплывала в 1992 году, дальше следы потеряны. Это роскошная, экспрессивная картина, которая сохранилась только в плохих репродукциях.

Мне важно увековечить нашу культуру, я очень горжусь именно ленинградскими художниками, которым посвящен мой проект «Авангард на Неве». Я копаю и стараюсь знать, что здесь есть в коллекциях, что хранится в домах, — чтобы публиковать и выставлять. С каждой новой коллекцией случаются новые открытия: кто-то публичный человек, гордится и дорожит участием в выставках, а есть люди, которые хранят работы и боятся их показать. В нескольких семьях, где я собирал работы для этой выставки, происходили целые дебаты, пока они не узнавали, кто я. Не говоря о том, что во многих городских музеях хранятся работы, которые невозможно получить на выставки.

Значит, вы стремились воссоздать атмосферу и дух времени?

Картины 1960–1970-х годов на выставке будут возвращать свой аромат тем людям, которые придут на открытие выставки. Они стояли в очереди в ДК Газа на морозе и на жаре в ДК «Невский» — прекрасные ленинградские лица, они бывают только на таких выставках... Конечно же, я очень хочу видеть эти лица, я по ним соскучился!

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+