18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Исаак Кушнир: «Не знаю, чью работу я сделал: возможно, Русского музея, Музея истории города или Комитета по культуре»

4 февраля в петербургском Новом музее открывается выставка «Ленинградский андеграунд», посвященная 40-летию первых выставок ленинградских художников-нонконформистов во Дворце культуры им. И.И.Газа в 1974 году и во Дворце культуры «Невский» в 1975-м. Автор идеи и инициатор этого проекта Исаак Кушнир, петербургский коллекционер и издатель серии альбомов «Авангард на Неве», рассказал нашему специальному корреспонденту в Санкт-Петербурге о том, как ему удалось эту выставку собрать.

Как возникла идея выставки? Вы были в ДК Газа в 1974 году?

Сорок лет назад, в декабре, я два с половиной часа мерз на улице, стоя в очереди, чтобы попасть на выставку. То, что я увидел, — это был просто шок, инстинктивное ощущение чего-то очень важного и прекрасного, к чему я не привык и не был готов. Мои художественные пристрастия, мое увлечение живописью — посещение выставки в ДК Газа сыграло во всем этом решающую роль. Было бы действительно замечательно сделать выставку в этом помещении. В прошлом году я специально пошел туда на концерт Сергея и Татьяны Никитиных с мыслью зайти к директору ДК, обговорить: если уж делать выставку, то там, где когда-то зародилось явление, и это станет изюминкой. Но когда я вошел в вестибюль, то понял, что это пространство не имеет ничего общего с тем, что было 40 лет назад: какие-то кафе, бесконечные киоски, кружки. Поехал я и в ДК «Невский» — там сейчас просто торговые точки и склады. Затем начались поиски достойной площадки, выбор пал на Новый музей. Аслан Чехоев, владелец Нового музея, щедро открыл свои двери для моего проекта.

На выставке будет 25–30 работ, которые экспонировались в ДК Газа и в «Невском». Как вам удалось их найти?

Это было чудовищно сложно. Не знаю, чью работу я сделал: возможно, Русского музея, Музея истории города или Комитета по культуре. Почему-то никому и в голову не пришло вспомнить об этом ярком событии. Только Музей нонконформизма на выставке в честь своего 25-летия в Мраморном дворце нашел для «газа-невщины» немного места. Я переговорил со всеми коллекционерами и знатоками, в Петербурге я объездил ровно 50 адресов, где получил работы для выставки. Я ясно отдаю себе отчет в том, что никто бы никогда не смог этого собрать. Все представленные работы — только из частных коллекций.

У меня было два принципа. Прежде всего память: надо обязательно вспомнить эту дату и события. Во-первых, полное участие художников, имевших отношение к выставкам в ДК Газа и «Невском». В первой участвовало 52 человека, во второй уже 87. Я нашел их всех: кто умер, кто эмигрировал — всего 97 имен. Помимо участников тех выставок, я счел возможным включить в экспозицию около десяти художников, которые не принимали в них участия, но активно работали в этот период: Валентин Левитин, Евгений Михнов-Войтенко, Валентин Громов, Рихард Васми, Ия Кириллова... В экспозиции и каталоге к выставке кто-то представлен одной, а кто-то несколькими работами.

Во-вторых, представить через искусство эпоху 1960-х и 1970-х годов: 95% из 200 работ, которые здесь выставлены, относятся к тому времени. Для меня очень важны эти годы зарождения неофициального искусства.

Вы хотели сделать реконструкцию выставок?

Цели реанимировать исторические выставки не было. Спустя 40 лет тот самый материал собрать невозможно — я бы добыл все из-под земли, но это практически нереально. В разные времена, особенно в 1970-е годы, многие работы уехали за границу. Ведь после «газа-невских» выставок эмигрировало около 30 участников событий, они и коллекционеры вывезли кучу работ, и для меня это очень больно. Когда говорят о том, что работы находятся за границей, то скажите, где сегодня собрание русского искусства Александра Глезера или в полном объеме коллекция Нортона Доджа? Работы испарились, ничего нет...  Допустим, я спрашиваю Анатолия Белкина: «Где ваш „Танец“»? Он отвечает, что последний раз работа всплывала в 1992 году, дальше следы потеряны. Это роскошная, экспрессивная картина, которая сохранилась только в плохих репродукциях.

Мне важно увековечить нашу культуру, я очень горжусь именно ленинградскими художниками, которым посвящен мой проект «Авангард на Неве». Я копаю и стараюсь знать, что здесь есть в коллекциях, что хранится в домах, — чтобы публиковать и выставлять. С каждой новой коллекцией случаются новые открытия: кто-то публичный человек, гордится и дорожит участием в выставках, а есть люди, которые хранят работы и боятся их показать. В нескольких семьях, где я собирал работы для этой выставки, происходили целые дебаты, пока они не узнавали, кто я. Не говоря о том, что во многих городских музеях хранятся работы, которые невозможно получить на выставки.

Значит, вы стремились воссоздать атмосферу и дух времени?

Картины 1960–1970-х годов на выставке будут возвращать свой аромат тем людям, которые придут на открытие выставки. Они стояли в очереди в ДК Газа на морозе и на жаре в ДК «Невский» — прекрасные ленинградские лица, они бывают только на таких выставках... Конечно же, я очень хочу видеть эти лица, я по ним соскучился!

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+