18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эксперты распознали в бронзовых скульптурах руку Микеланджело

Накануне открытия выставки в кембриджском Музее Фицуильяма, пишет theartnewspaper.com, группа искусствоведов и реставраторов (а еще специалистов по анатомии) сообщила о сенсационном открытии: представленные в экспозиции парные бронзовые фигуры, высотой около 1 м каждая, изображающие вакхантов, молодого и пожилого, верхом на пантерах, — это произведение Микеланджело его второго римского периода, относящееся примерно к 1508–1510 годам.

Как известно, Микеланджело работал с бронзой (и обучался в мастерской флорентийского скульптора и литейщика Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло), хотя вообще-то бронзу не любил, и ни одно его произведение в этом материале не сохранилось (наиболее известна, благодаря Вазари, переплавленная в большую пушку болонская статуя папы Юлия II). Так что английская находка сможет многое сообщить о до сих пор малоизученной стороне творчества титана Возрождения.

О происхождении парных статуй известно тоже немного — во всяком случае, до того, как в 1878 году они оказались в коллекции Адольфа де Ротшильда, принадлежавшего к неаполитанской ветви Ротшильдов, прекратившейся в 1901 году. Одно время уже высказывалось предположение о том, что фигуры выполнены Микеланджело, но оно было немедленно оспорено; также в качестве возможных авторов назывались Якопо Сансовино и Тициан Аспетти — но в целом статуи не особо привлекали внимание специалистов. В собрании Ротшильдов они оставались до 1957 года, когда их продали некоему коллекционеру из Франции, — и вновь появились перед публикой как работа «флорентийской школы, середина XVI века» на лондонском Sotheby’s в июле 2002 года, где ушли с молотка за $1,8 млн. На выставке в Королевской академии художеств в 2012 году они были представлены как произведение «круга Микеланджело». И вот теперь этот круг сенсационно сузился. 

В пользу авторства Микеланджело выступал Пол Иоаннидес, почетный профессор истории искусств Кембриджского университета: изучив эскизы учеников Микеланджело из музея Фабр в Монпелье, он нашел одну композицию, весьма напоминающую некогда ротшильдовские парные скульптуры. Со временем вокруг Иоаннидеса собралась целая команда специалистов. Лаборатория Оксфордского университета изучала состав бронзы, а реставраторы из Рейксмузеума проверяли, насколько метод литья соответствует тому, что нам вообще известно о бронзолитейной практике во Флоренции начала XVI века. Были проведены и консультации со специалистами по анатомии, подтвердившими сходство приемов в разработке пластики бронзовых вакхантов с теми, что были свойственны Микеланджело (например, то, как выполнены пупки, или чуть гипертрофированное изображение абдоминальных мышц). И в конце концов, резюмировал Пол Иоаннидес, эти работы «производят впечатление истинной мощи и по-настоящему красивы».

Выставка в Музее Фицуильяма пройдет с 3 февраля до 9 августа.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
5
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
6
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+