18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эксперты распознали в бронзовых скульптурах руку Микеланджело

Накануне открытия выставки в кембриджском Музее Фицуильяма, пишет theartnewspaper.com, группа искусствоведов и реставраторов (а еще специалистов по анатомии) сообщила о сенсационном открытии: представленные в экспозиции парные бронзовые фигуры, высотой около 1 м каждая, изображающие вакхантов, молодого и пожилого, верхом на пантерах, — это произведение Микеланджело его второго римского периода, относящееся примерно к 1508–1510 годам.

Как известно, Микеланджело работал с бронзой (и обучался в мастерской флорентийского скульптора и литейщика Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло), хотя вообще-то бронзу не любил, и ни одно его произведение в этом материале не сохранилось (наиболее известна, благодаря Вазари, переплавленная в большую пушку болонская статуя папы Юлия II). Так что английская находка сможет многое сообщить о до сих пор малоизученной стороне творчества титана Возрождения.

О происхождении парных статуй известно тоже немного — во всяком случае, до того, как в 1878 году они оказались в коллекции Адольфа де Ротшильда, принадлежавшего к неаполитанской ветви Ротшильдов, прекратившейся в 1901 году. Одно время уже высказывалось предположение о том, что фигуры выполнены Микеланджело, но оно было немедленно оспорено; также в качестве возможных авторов назывались Якопо Сансовино и Тициан Аспетти — но в целом статуи не особо привлекали внимание специалистов. В собрании Ротшильдов они оставались до 1957 года, когда их продали некоему коллекционеру из Франции, — и вновь появились перед публикой как работа «флорентийской школы, середина XVI века» на лондонском Sotheby’s в июле 2002 года, где ушли с молотка за $1,8 млн. На выставке в Королевской академии художеств в 2012 году они были представлены как произведение «круга Микеланджело». И вот теперь этот круг сенсационно сузился. 

В пользу авторства Микеланджело выступал Пол Иоаннидес, почетный профессор истории искусств Кембриджского университета: изучив эскизы учеников Микеланджело из музея Фабр в Монпелье, он нашел одну композицию, весьма напоминающую некогда ротшильдовские парные скульптуры. Со временем вокруг Иоаннидеса собралась целая команда специалистов. Лаборатория Оксфордского университета изучала состав бронзы, а реставраторы из Рейксмузеума проверяли, насколько метод литья соответствует тому, что нам вообще известно о бронзолитейной практике во Флоренции начала XVI века. Были проведены и консультации со специалистами по анатомии, подтвердившими сходство приемов в разработке пластики бронзовых вакхантов с теми, что были свойственны Микеланджело (например, то, как выполнены пупки, или чуть гипертрофированное изображение абдоминальных мышц). И в конце концов, резюмировал Пол Иоаннидес, эти работы «производят впечатление истинной мощи и по-настоящему красивы».

Выставка в Музее Фицуильяма пройдет с 3 февраля до 9 августа.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+