18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эксперты распознали в бронзовых скульптурах руку Микеланджело

Накануне открытия выставки в кембриджском Музее Фицуильяма, пишет theartnewspaper.com, группа искусствоведов и реставраторов (а еще специалистов по анатомии) сообщила о сенсационном открытии: представленные в экспозиции парные бронзовые фигуры, высотой около 1 м каждая, изображающие вакхантов, молодого и пожилого, верхом на пантерах, — это произведение Микеланджело его второго римского периода, относящееся примерно к 1508–1510 годам.

Как известно, Микеланджело работал с бронзой (и обучался в мастерской флорентийского скульптора и литейщика Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло), хотя вообще-то бронзу не любил, и ни одно его произведение в этом материале не сохранилось (наиболее известна, благодаря Вазари, переплавленная в большую пушку болонская статуя папы Юлия II). Так что английская находка сможет многое сообщить о до сих пор малоизученной стороне творчества титана Возрождения.

О происхождении парных статуй известно тоже немного — во всяком случае, до того, как в 1878 году они оказались в коллекции Адольфа де Ротшильда, принадлежавшего к неаполитанской ветви Ротшильдов, прекратившейся в 1901 году. Одно время уже высказывалось предположение о том, что фигуры выполнены Микеланджело, но оно было немедленно оспорено; также в качестве возможных авторов назывались Якопо Сансовино и Тициан Аспетти — но в целом статуи не особо привлекали внимание специалистов. В собрании Ротшильдов они оставались до 1957 года, когда их продали некоему коллекционеру из Франции, — и вновь появились перед публикой как работа «флорентийской школы, середина XVI века» на лондонском Sotheby’s в июле 2002 года, где ушли с молотка за $1,8 млн. На выставке в Королевской академии художеств в 2012 году они были представлены как произведение «круга Микеланджело». И вот теперь этот круг сенсационно сузился. 

В пользу авторства Микеланджело выступал Пол Иоаннидес, почетный профессор истории искусств Кембриджского университета: изучив эскизы учеников Микеланджело из музея Фабр в Монпелье, он нашел одну композицию, весьма напоминающую некогда ротшильдовские парные скульптуры. Со временем вокруг Иоаннидеса собралась целая команда специалистов. Лаборатория Оксфордского университета изучала состав бронзы, а реставраторы из Рейксмузеума проверяли, насколько метод литья соответствует тому, что нам вообще известно о бронзолитейной практике во Флоренции начала XVI века. Были проведены и консультации со специалистами по анатомии, подтвердившими сходство приемов в разработке пластики бронзовых вакхантов с теми, что были свойственны Микеланджело (например, то, как выполнены пупки, или чуть гипертрофированное изображение абдоминальных мышц). И в конце концов, резюмировал Пол Иоаннидес, эти работы «производят впечатление истинной мощи и по-настоящему красивы».

Выставка в Музее Фицуильяма пройдет с 3 февраля до 9 августа.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+