18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История одной мастерской

Чтобы попасть на журфикс к Острецову, нужен паспорт. Или водительское. Военный, наверное, сойдет. Случалось проходить и по пресс-карте. Но какой-то документ нужен обязательно. Это не потому, что Гоша такой строгий, а потому, что мастерская у него, «Студия КОП» (Людмила Константинова — Георгий Острецов — Сергей Пахомов), находится на территории бывшего завода «Пластик». Бывшие цеха и склады арендованы всеразличнейшими организациями, юр- и даже, как видно, физлицами, — но проходная осталась прежней. Советы «сразу направо и еще пройти метров 100» только выглядят понятными, и попервой можно заблудиться. Хотя, казалось, чего проще? Строгая планировка и повсеместный асфальт с лужами, кирпичная индустриальная архитектура XIX века, выстроенные рядами коробки цехов — все это скорее сбивает с толку. Лишь добравшись до нужного корпуса, поднявшись на нужный этаж, найдя нужную дверь — лишь после всего этого, уже услышав гомон за дверью, сам вздохнешь: «Ну наконец-то, слава богу!»

Художническое сообщество «Вглаз», управляемое Острецовым, еженедельно устраивает выставки. Это по средам. Во вторник — бокс, а по воскресеньям — йога. Можно выйти поразмяться на крышу бывшего цеха, покрытую рубероидом. Ради йоги прочая движуха, конечно, в такой момент приостанавливается, ну а в остальное время то пила визжит, то еще какие-то звуки раздаются из собственно мастерской, столярки, где режут доски под пахомовские иконки, обрабатывается дерево под острецовские объекты. И самое-самое впечатляющее в такие моменты, это когда еще и Константинова сидит — снаружи, не в столярке, а в выставочном зале, — сидит и красит, и за подол ее постоянно дергает Фрося (1,5 года), пока Марфа (5 лет), чтобы не мешала, усаживается за компьютер мультики смотреть. А в среду — милости просим! …Ну и вот. Открывая дверь и только заслышав неминуемый гам, что создают в ходе общения культурные люди в количестве свыше дюжины, только тогда становится понятно: всё, ты добрался. Дальше общение, вино и закуски. Особенно если принес с собой. Мастерская — благодаря тому, что это кусок бывшего цеха, — может служить и спортзалом, и галереей, и кинотеатром; на все это она и рассчитана и в таком качестве используется. Выход на крышу обеспечивает лучшим видом на Москву-Сити; в окна с другой стороны такие же виды открываются через реку на Новодевичий монастырь. Вернисажи по средам, когда лето, на крыше и заканчиваются — с видами и с разговорами. В такие моменты все особенно хорошо.

Хорош грузовой лифт, сохранившийся с заводских времен: благодаря ему можно втащить ну практически что угодно. И на балку бывшего крана подвесить можно что угодно, например боксерскую грушу, когда бокс, или какой-нибудь особенно залихватский объект, когда выставка, а потом убрать. Типа сегодня мы деремся, завтра растягиваемся, послезавтра не помню, а в среду пожалуйте на персональную выставку… ну, кого-нибудь из круга Острецова.

Местоположение бывшего завода — где-то между путями Киевского вокзала и Бережковской набережной; эдакий карман посреди города, с автомастерскими, складами, невнятными офисами и мебельными шоурумами — немножко напоминает и локус самого Острецова в художественном ландшафте Москвы: где-то осторонь, не на первом плане, вечно сам по себе, с какими-то своими идеями, а притом масса рукодельного материала; не всегда туда соберешься, но всегда об этом помнишь — «а не добраться ли до Острецова?» Сообщество «Вглаз», аккумулировавшее разных, очень разных авторов (Ирина Корина, Георгий Литичевский, Ольга Божко, дуэт «Еликука») держится этой активностью как экзоскелетом. Чем-то вроде краснокирпичных стен старого цеха, где только и существует этот «Вглаз»; а когда разойдутся вечером по домам, то Корина — особь статья, Острецов — особь статья.

Поэтому, когда с начала года арендодатель потребовал платить в полтора раза больше ($6 тыс. в месяц за 250 м2
бывшего склада), возникла неприятная история: по хозяйственно-административным причинам вот-вот должна была исчезнуть с карты Москвы еще одна московская достопримечательность. Ну а что, не так что ли? Странноватая, но ведь потому и достопримечательность! Не кластер, не фигастер, не какая-то спонсорская или девелоперская история, а честная аренда. За малоподъемные деньги, но что, неужели одному Острецову нужна была эта мастерская? Гоша, слегка прифигев от запросов арендодателей, обратился в конце концов с воззванием к общественности — «Поможите, люди добрые!» — и мир, слава богу, оказался не без добрых людей. Благодаря помощи острецовских коллекционеров жгучая проблема была решена. Но как решена: Гоша расплатился картинами. Дикий какой-то бартер, напомнивший «лихие 90-е». В итоге покамест все остается по-прежнему. Но это до тех пор, пока проблема не возникнет в следующий раз. А это — когда угодно, в любой момент.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+