Ортанс Фике, не такая уж плохая жена художника

Поль Сезанн. Мадам Сезанн в красном кресле. Около 1877 года
Поль Сезанн. Мадам Сезанн в красном кресле. Около 1877 года

Ортанс Фике, жена и любимая модель (кроме себя самого) Поля Сезанна, редко оказывалась в поле зрения историков искусства. «До самого последнего времени ее почти полностью игнорировали», — пишет Алекс Данчев в вышедшей в 2012 году монографии Сезанн: жизнь. Хуже того, если ее и вспоминали, то лишь недобрым словом, говорит исследователь, цитируя в своей книге письмо Джона Ревалда, одного из первых биографов Сезанна. Тот отзывался об Ортанс как «о неотесанной и недалекой персоне, которая ничего хорошего не сделала для Сезанна ни при его жизни, ни после, кроме того, что позировала ему». О якобы эгоизме Ортанс всегда ходило много легенд, одна из которых даже гласит, что она так и не появилась у смертного одра мужа, потому что была занята примеркой нового платья. «Я надеюсь, что эта выставка поможет реабилитировать ее», — говорит Дита Эймори, куратор Мадам Сезанн, первой выставки, посвященной образу жены в портретах Сезанна. «Мы не можем недооценивать ее роль в его творчестве и жизни», — продолжает куратор. Хотя бы потому, что Ортанс потратила много времени, позируя для 29 портретов, написанных между 1872 и 1895 годом. «Сезанн работал очень медленно», — поясняет Эймори. На выставке представлены 24 ее портрета, а также наброски к ним из альбомов художника. «Между этими набросками и живописными работами существует тесная связь, — рассказывает куратор. — Рисунки часто делались ночью, когда художник возвращался из мастерской. Они очень неформальные и даже интимные». В живописных же портретах Сезанн создавал совсем иной образ жены. У Ортанс на них совершенно непроницаемое лицо, и нужно время, чтобы проникнуть в характер образа. К тому же они не всегда лестны. «Пришло время вглядеться в них внимательнее. Им есть что рассказать не только об Ортанс, но и о самом художнике», — считает куратор.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+