18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Негламурный поп-арт, или Как немцы пытались забыть прошлое

№29
Материал из газеты

Выставка, посвященная немецкому поп-арту, исследует его национальные черты

О поп-арте, казалось, сказано все. Однако нынешняя выставка во Франкфурте теперь исследует, как это направление, заявившее о себе сначала в Великобритании, а затем в США, было воспринято в Германии, точнее, в ее западной части.

Ее куратора Мартину Вейнхарт по ходу подготовки ждало много сюрпризов. «Я побывала в разных запасниках и обнаружила работы художников, оставшихся в тени звезд вроде Зигмара Польке и Герхарда Рихтера», — говорит она. Благодаря этим неожиданным находкам в выставку включены, к слову, произведения трех художниц: Беттины фон Арним, сегодня забытой, Луди Армбрустер, с которой куратору удалось встретиться в Мюнхене незадолго до кончины и обнаружить в ее мастерской около 40 картин, и живущей в Берлине Кристы Дичганс.

Громче всего поп-арт заявил о себе в Дюссельдорфе, где в октябре 1963 года Конрад Люиг и Герхард Рихтер (как и Польке эмигрировавший из Восточной Германии) организовали в пустом мебельном магазине длившийся две недели групповой перформанс Живя с поп-артом. Демонстрация за капиталистический реализм. Несмотря на экономическое чудо послевоенной Германии, среди молодых художников господствовали протестные настроения. «Земля Рейнланд тогда действительно процветала. В Дюссельдорфе появились художественные школы. Франкфурт был местом, где располагался штаб армии США, так что у немцев была возможность познакомиться и с американской культурой», — рассказывает куратор.

Однако реакция художников на американскую потребительскую культуру (или «кока-кола-колонизацию» в версии ее критиков), когда повсюду открывались торговые моллы, начало вещать коммерческое телевидение и была воздвигнута Берлинская стена, никогда не была прославлением массовой продукции, всего, что «секси» или «гламурно». «Немецкий поп-арт был другим из-за опустошительных для страны последствий Второй мировой войны», — говорит Вейнхарт, отмечая и существовавшую тогда проблему конфликта поколений. «Вы не найдете у немецких попартистов портретов Лиз Тейлор, Мэрилин или Джеки О», — добавляет она. Вместо этого Рихтер, к примеру, пишет мрачный портрет женщины-врача (Портрет доктора Кноблох, 1964). А частое обращение немецкого поп-арта к теме чистящих средств, как в работе Ajax (1966) Томаса Байрле, было своеобразной реакцией на послевоенный культ аккуратности и чистоты — так консервативная часть немцев старшего поколения пыталась замести недавнее нацистское прошлое под ковер. 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+