18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Итоги-2014. Личное музейное дело

№29
Материал из газеты

Россия уверенно подхватывает общемировой тренд частных музеев

Мода на частные музеи в России не проходит. Некоторые новые проекты или только что открылись, или же максимально близки к воплощению. Так, в декабре 2014 года в Москве открылся Музей ар-деко Мкртыча Окрояна. Скоро ожидается открытие Музея современного российского искусства Шалвы Бреуса в здании бывшего кинотеатра «Ударник». Идет реконструкция фабрики «Большевик». Здесь в 2015 году откроется Музей русского импрессионизма мецената Бориса Минца. Бизнесмен Давид Якобашвили планирует открыть музей «Собрание» с более чем 10 тыс. экспонатов, включая уникальные музыкальные механизмы и автоматоны. В марте наступающего года должно состояться открытие Музея АЗ, посвященного Анатолию Звереву, запланированное еще на этот декабрь, но перенесенное организаторами.
В Петербурге функционирует два частных музея современного искусства. Фурор произвел Виктор Вексельберг, открыв наконец в Шуваловском дворце Музей Фаберже со своей легендарной коллекцией. Все с нетерпением ждут открытия основного здания «Гаража» в Москве, который показательно переименовался из центра современной культуры в музей. Но некоторые громкие проекты оказались замороженными. Музейное движение мог бы стимулировать закон «О меценатской деятельности», базовый проект которого приняла Госдума. Однако все пункты о налоговых послаблениях для благотворителей из документа были исключены, кроме туманной формулировки о возможности экономической поддержки от государства и присуждении наград и почетных званий.


Открыть музей не сложно — гораздо тяжелее получить публику. Человеку, открывающему музей, стоит рассчитывать только на свои силы и деньги. Если заранее не заниматься самообманом насчет спонсоров, государства и выручки, то и разочарований не будет, так как дело в целом довольно приятное.

Что касается моего музея Art4.ru, то я нашел оптимальную и удобную для себя форму его работы: посещение только по предварительным заявкам, и раз в год для всех, в Ночь музеев.

Частные музеи не только открываются, но и закрываются. Например, Музей иконы на Спиридоновке закрыли. Могу предсказать, что музей Зверева АЗ — мертворожденный проект из-за слишком узкой и локальной концепции. Все маленькие музеи в Москве обречены на забвение в связи со спецификой города, требующего блокбастеров.
Музей «Гараж» и Музей современного искусства в здании кинотеатра «Ударник» вполне могут иметь длительный успех у публики, но только до тех пор, пока хозяева будут накачивать их деньгами (самое дорогое — это хорошие выставки, экспозиция из собственных фондов практически не затратна).

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+