18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главный штаб между лабиринтом и анфиладой

В конце 2011 года первым для публики открылся пятый двор реконструированного Главного штаба, в июне 2014-го с началом Европейской биеннале современного искусства Manifesta зрители почти полностью смогли увидеть новое музейное здание, в дни празднования 250-летия Эрмитажа постоянная экспозиция и временные выставки заняли все отведенные помещения, и наконец 17 декабря была представлена книга «Эрмитаж. XXI век. Новый музей в Главном штабе», вышедшая в именитом издательстве Thames & Hudson.

В презентации 200-страничного богато иллюстрированного альбома, который выпущен в двух версиях, на русском и английском языках, приняли участие директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и архитекторы Олег и Никита Явейны. Имя Олега Явейна значится первым на титульном листе, но, помимо него, издание включает тексты историка архитектуры Дмитрия Швидковского (совместно с Юлией Ревзиной), специалиста по архитектуре Центральной и Восточной Европы Ханса Ибелингса, а также архитектурного критика и куратора Венецианской архитектурной биеннале 2008 года Аарона Бетски, выдающегося архитектора современности Рема Колхаса, и, конечно же, все они предваряются статьей Михаила Пиотровского. Необходимо отметить, что перед нами первая изданная в Европе книга, которая полностью посвящена современной постройке, реализованной в России.

Братья Явейн и архитектурное бюро «Студия 44» создали в здании Карло Росси третью анфиладу, использовав для этого пять больших дворов и нанизав на новую ось внутренние служебные корпуса. Текст Олега Явейна, руководителя проекта реставрации и приспособления исторического здания, поясняющий многочисленные иллюстрации, начиная с отмывок Карло Росси и заканчивая рендерами «Студии 44», носит название «Между лабиринтом и анфиладой». Выступая на презентации, Олег Явейн повторил мысль, высказанную и в статье Дмитрия Швидковского: Венецианская хартия, положения которой являются нерушимым законом для любого архитектора, строящего или реконструирующего здания в исторической среде, может противоречить сама себе, например сводя роль конструкций в здании эпохи классицизма к декоративным элементам, как вышло со сводами и перекрытиями в Главном штабе.

На приведенных в книге планах явственно видно, как на сперва кажущийся орнаментом россиевский план накладывается современная сетка и образуется точка схождения, из хаоса вычленяется строгая структура. Однако то, что очевидно на плане, никак не воспринимается взглядом отдельного зрителя, оказавшегося в этом здании, при уменьшении до масштаба отдельного человека и его горизонта вся геометрия попросту исчезает.

Книга вышла совсем недавно и включает самые последние фотографии, сделанные на музейной экспозиции. Именно они показывают, как реальная повседневная жизнь музея сама корректирует нарисованную архитекторами идеальную гармонию, затушевывает четкую архитектурную графику. Фотографии залов, сделанные во время биеннале Manifesta, призваны показать, как способна трансформироваться постройка под требования современного искусства. Легко вспомнить, что заполнившая большой третий двор инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», которая изображала разрушенный дом, стала, по мнению многих, единственно верным способом решения этого пространства, хотя и была сделана художником из временных материалов. В этом смысле удачно, что презентация книги прошла там, где присутствовавшие смогли сравнить, насколько эмпирическое отличаются от задуманного.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+