18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Главный штаб между лабиринтом и анфиладой

В конце 2011 года первым для публики открылся пятый двор реконструированного Главного штаба, в июне 2014-го с началом Европейской биеннале современного искусства Manifesta зрители почти полностью смогли увидеть новое музейное здание, в дни празднования 250-летия Эрмитажа постоянная экспозиция и временные выставки заняли все отведенные помещения, и наконец 17 декабря была представлена книга «Эрмитаж. XXI век. Новый музей в Главном штабе», вышедшая в именитом издательстве Thames & Hudson.

В презентации 200-страничного богато иллюстрированного альбома, который выпущен в двух версиях, на русском и английском языках, приняли участие директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и архитекторы Олег и Никита Явейны. Имя Олега Явейна значится первым на титульном листе, но, помимо него, издание включает тексты историка архитектуры Дмитрия Швидковского (совместно с Юлией Ревзиной), специалиста по архитектуре Центральной и Восточной Европы Ханса Ибелингса, а также архитектурного критика и куратора Венецианской архитектурной биеннале 2008 года Аарона Бетски, выдающегося архитектора современности Рема Колхаса, и, конечно же, все они предваряются статьей Михаила Пиотровского. Необходимо отметить, что перед нами первая изданная в Европе книга, которая полностью посвящена современной постройке, реализованной в России.

Братья Явейн и архитектурное бюро «Студия 44» создали в здании Карло Росси третью анфиладу, использовав для этого пять больших дворов и нанизав на новую ось внутренние служебные корпуса. Текст Олега Явейна, руководителя проекта реставрации и приспособления исторического здания, поясняющий многочисленные иллюстрации, начиная с отмывок Карло Росси и заканчивая рендерами «Студии 44», носит название «Между лабиринтом и анфиладой». Выступая на презентации, Олег Явейн повторил мысль, высказанную и в статье Дмитрия Швидковского: Венецианская хартия, положения которой являются нерушимым законом для любого архитектора, строящего или реконструирующего здания в исторической среде, может противоречить сама себе, например сводя роль конструкций в здании эпохи классицизма к декоративным элементам, как вышло со сводами и перекрытиями в Главном штабе.

На приведенных в книге планах явственно видно, как на сперва кажущийся орнаментом россиевский план накладывается современная сетка и образуется точка схождения, из хаоса вычленяется строгая структура. Однако то, что очевидно на плане, никак не воспринимается взглядом отдельного зрителя, оказавшегося в этом здании, при уменьшении до масштаба отдельного человека и его горизонта вся геометрия попросту исчезает.

Книга вышла совсем недавно и включает самые последние фотографии, сделанные на музейной экспозиции. Именно они показывают, как реальная повседневная жизнь музея сама корректирует нарисованную архитекторами идеальную гармонию, затушевывает четкую архитектурную графику. Фотографии залов, сделанные во время биеннале Manifesta, призваны показать, как способна трансформироваться постройка под требования современного искусства. Легко вспомнить, что заполнившая большой третий двор инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», которая изображала разрушенный дом, стала, по мнению многих, единственно верным способом решения этого пространства, хотя и была сделана художником из временных материалов. В этом смысле удачно, что презентация книги прошла там, где присутствовавшие смогли сравнить, насколько эмпирическое отличаются от задуманного.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+