18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три самые интересные выставки недели

Шедевры итальянского Возрождения в ГМИИ им. А.С.Пушкина, юбилейная экспозиция Московского музея современного искусства, первая почти за полвека ретроспектива Александра Самохвалова в Русском музее.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжает знакомить российского зрителя с шедеврами живописи из ведущих мировых музеев — на этот раз на выставке «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». В экспозиции представлены полотна итальянских мастеров второй половины XV века, а в ее центре — знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» (1491) из Национальной галереи Марке в Урбино. Помимо этого шедевра, здесь же обладающие огромной художественной ценностью картины живописцев, творчество которых было связано с городами Северной Италии: Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Тура. Каждый из этих прославленных мастеров по-своему раскрывает и трактует центральный сюжет Богоматери с младенцем, как в византийской иконописи, так и в искусстве Возрождения. Например у Джованни Беллини она необычайно лирична и строится на диалоге Мадонны и младенца, а Карло Кривелли трактовал тему в символическом ключе, в отличие от Козимо Туры, чья «Мадонна со спящим младенцем» (1470) полна экспрессии и драматизма. Помимо того что выставка представляет несомненные шедевры, объединенные одной темой, это еще и уникальная возможность увидеть картины художников, произведения которых отсутствуют в российских музейных собраниях.

К своему 15-летию Московский музей современного искусства подготовил новую выставку, решив развернуть в экспозиции не только историю того, как складывалась его коллекция, но и как менялась концепция собрания и как функционирует музей. В выставку, помимо работ известных российских художников, включены и зарубежные, в том числе классики Арман, Пикассо, Де Кирико, Дельво и другие. Название выставки «Музей с предсказаниями» тоже не ради красного словца. По мнению ее куратора и одновременно директора музея Василия Церетели, искусство — это своего рода пророчество, поэтому и решили к билету на выставку прилагать печенье с предсказаниями художников, писателей и философов. Изменен и привычный выставочный маршрут: залы с работами художников чередуются с пятью площадками, посвященными разным неожиданным темам, одна из которых, например, «внутренняя кухня» музея (факты из истории собрания, жизнь сотрудников), тут же — его библиотека.

Александр Самохвалов (1894–1971) — абсолютный классик русского искусства. Даже те, кто не слышал этого имени, наверняка видели и знают его романтизированные картины на тему советского труда и спорта, самая знаменитая среди которых — «Девушка в футболке». Большая часть экспонатов на выставке — из собственного собрания Русского музея, остальные привезены из других отечественных музеев, в том числе Тверской областной картинной галереи, куда вдова художника передала оставшиеся у нее работы и большую часть его архива. Всего в экспозиции 250 произведений Самохвалова начиная с мало известных ранних архитектурных рисунков (в 1914–1918 годах он учился в петербургской Императорской академии художеств на архитектора) и заканчивая почти неизвестной широкому зрителю последней большой картиной 1967 года «Аппассионата» («Строители коммунизма»).

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+