Круговое депо перестало быть круговым. Глава РЖД не оценил редкий памятник железнодорожной архитектуры ХIХ века

Паровозное Круговое депо, возведенное в середине XIX столетия Константином Тоном, самый древний в России памятник железнодорожной архитектуры, который последние четыре года пытаются отстоять столичные градозащитники, начали активно сносить.

Официальная версия происходящего — необходимость прокладки на этом месте очередного скоростного пути — не выдерживает критики. Депо действительно стоит вдоль подъездных путей пригородных поездов Ленинградского вокзала, и пассажиры электричек могут видеть из-за забора верхушку изящного сооружения. Однако, как указывают активисты «Архнадзора», есть сомнение в необходимости нового строительства именно на этом месте. Хотя бы потому, что сначала руководство транспортной структуры постановило разобрать депо просто за ненадобностью. Когда же стараниями архитектурного сообщества, прежде всего Андрея Баталова (архитектора, историка церковного зодчества, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля и члена Федерального научно-методического совета по охране наследия Министерства культуры РФ), депо присвоили статус вновь выявленного объекта культурного наследия, глава РЖД попытался ввести всех в заблуждение. Вот цитата из блога Владимира Якунина (http://v-yakunin.livejournal.com/37372.html) от 21 ноября 2011 года: «…Здание Кругового депо является «новоделом», не имеющим культурной и исторической ценности. Но снести объект просто так мы не имеем права, поэтому ОАО «РЖД» ведет сейчас переговоры с Москомнаследием об исключении Кругового депо из реестра «объектов культурного наследия». Вот еще, оттуда же: «…Контур здания был демонтирован еще в 60-е годы прошлого века. <…> Ликвидированные конструктивные элементы привели к утрате архитектурного зодчества». Сохранив стиль и лексику блога, главе РЖД стоит возразить по сути. Во-первых, по закону выкидывать из реестра памятников можно только утраченные объекты, а наш объект пока скорее жив. В нем можно было бы устроить музей техники или российских железных дорог либо концертный зал, используя опыт других стран. Во-вторых, в отличие от храма Христа Спасителя, самой знаменитой постройки Тона, на месте которой стоит действительно новодел, Круговое депо — оригинал. Пусть даже с поздними наслоениями: в отсутствие паровозов в депо располагались ремонтные мастерские, и купол был давно утрачен. Лишнее можно было бы убрать, а купол — восстановить.Самые же ценные элементы конструкции — 22 паровозных стойла, служащие основанием арок и сводов, стояли вплоть до ночи с 30 на 31 мая сего года, пока девять из них не снесли.

Разрешение на уничтожение после недолгого сопротивления дал Департамент культурного наследия Правительства Москвы (хотя в акте государственной историкокультурной экспертизы проекта, на основании которого было выдано предписание департамента, указано, что «проект выполняется с нарушением предмета охраны» и противоречит действующему законодательству). В любом случае предписание Мосгорнаследия уже оспорено. Замоскворецкий суд столицы постановил приостановить работы по демонтажу «девяти паровозных стойл выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846–1851 гг., архитекторы К. А. Тон, Р. А. Желязевич…» Случилось это как раз 3 июня, когда Круговое депо перестало быть круговым.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+