18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Греция начала масштабную кампанию по возвращению скульптур Парфенона

Греческое правительство предпринимает все возможное, чтобы вернуть незаконно вывезенные мраморные статуи и барельефы Парфенона, которые вот уже более чем 200 лет хранятся в Британском музее в Лондоне. Пока юристы изучают все возможные правовые лазейки и варианты, греки ждут от Соединенного Королевства ответа на запрос, сделанный через ЮНЕСКО, с предложением добиться мирного урегулирования проблемы. Греция в июле 2013 года потребовала от Великобритании принять участие в процедуре медиации. Межправительственный комитет ЮНЕСКО обязал Великобританию дать ответ к марту следующего года.

А пока, по сведениям The Art Newspaper, греческое правительство обратилось к группе международных юристов с просьбой защитить интересы страны и подготовить все необходимые документы. Среди экспертов, которым решено было доверить столь деликатное дело, — королевский адвокат Джеффри Робертсон из Doughty Street Chambers, юрисконсульт правительства Греции с 2011 года. В октябре Робертсон посетил греческую столицу вместе со своей коллегой Амаль Аламуддин (супругой известного голливудского актера Джорджа Клуни). Трехдневный визит включал экскурсию по новому зданию Музея Акрополя, которое открылось в 2009 году, там выставлено около 40% сохранившихся скульптур из Парфенона: 52 пластины фриза, 38 метоп и 12 статуй с фронтона; еще 2 пластины фриза и 15 метоп остались на месте раскопок храма. Фрагменты этих частей хранятся как в Афинах, так и в Лондоне.
В Британском музее оказалось около половины уцелевших скульптур — 56 пластин фриза (112 кг), 15 метоп и 17 статуй с фронтона.

Фрагменты скульптуры из Парфенона также имеются в коллекциях парижского Лувра (1 пластина фриза, 1 метопа, фрагменты фриза и других метоп и голова скульптуры с фронтона), в Музеях Ватикана, в Национальном музее Дании в Копенгагене, в музее Вюрцбургского университета в Баварии, в Музее истории искусств в Вене и Мюнхенской глиптотеке.

Правительство Великобритании утверждает, что скульптуры, хранящиеся в Лондоне, являются законной собственностью Британского музея и что они были законно приобретены в 1816 году, после того как правительство купило коллекцию лорда Элгина. Согласно акту о Британском музее от 1963 года (закону, который правительство пока отменять не собирается), музей защищен от требований передачи экспонатов, если только последние не являются репликами. Греция никогда не признавала за Великобританией права собственности на мраморы Парфенона, утверждая, что бывший посол Великобритании в Блистательной Порте Томас Брюс, граф Элгин, получил разрешение от властей тогдашней Османской империи, оккупировавшей Афины, делать слепки со статуй Парфенона и производить раскопки, но никак не увозить скульптуры — рельефы и памятники были просто-напросто выломаны из храма, построенного в V веке до н.  э.
Британский музей предлагал Греции передать мраморы Парфенона на некоторое время при условии, что греческое правительство официально признает, что они принадлежат Великобритании. Афины отказались от этого предложения. Греция требует от Великобритании вернуть скульптуры, находящиеся в Лондоне, ведь именно для них был открыт в 2009 году новый Музей Акрополя в Афинах.

Британский музей уже предоставил Греции полный набор копий, они выставляются в Музее Акрополя вместе с оригиналами.

В конце 1930-х годов перед выставкой в галерее Duveen сотрудники Британского музея решили почистить скульптуры. После того как выяснилось, что для этого вместо обычного мыла и воды применялись запрещенные химикаты и абразивы, куратор внезапно ушел на пенсию, а его ассистент подал в отставку. В Британском музее утверждают, что скульптуры не пострадали, хотя признают, что метод очистки, как и замалчивание его последствий, были ошибкой.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+