18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Греция начала масштабную кампанию по возвращению скульптур Парфенона

Греческое правительство предпринимает все возможное, чтобы вернуть незаконно вывезенные мраморные статуи и барельефы Парфенона, которые вот уже более чем 200 лет хранятся в Британском музее в Лондоне. Пока юристы изучают все возможные правовые лазейки и варианты, греки ждут от Соединенного Королевства ответа на запрос, сделанный через ЮНЕСКО, с предложением добиться мирного урегулирования проблемы. Греция в июле 2013 года потребовала от Великобритании принять участие в процедуре медиации. Межправительственный комитет ЮНЕСКО обязал Великобританию дать ответ к марту следующего года.

А пока, по сведениям The Art Newspaper, греческое правительство обратилось к группе международных юристов с просьбой защитить интересы страны и подготовить все необходимые документы. Среди экспертов, которым решено было доверить столь деликатное дело, — королевский адвокат Джеффри Робертсон из Doughty Street Chambers, юрисконсульт правительства Греции с 2011 года. В октябре Робертсон посетил греческую столицу вместе со своей коллегой Амаль Аламуддин (супругой известного голливудского актера Джорджа Клуни). Трехдневный визит включал экскурсию по новому зданию Музея Акрополя, которое открылось в 2009 году, там выставлено около 40% сохранившихся скульптур из Парфенона: 52 пластины фриза, 38 метоп и 12 статуй с фронтона; еще 2 пластины фриза и 15 метоп остались на месте раскопок храма. Фрагменты этих частей хранятся как в Афинах, так и в Лондоне.
В Британском музее оказалось около половины уцелевших скульптур — 56 пластин фриза (112 кг), 15 метоп и 17 статуй с фронтона.

Фрагменты скульптуры из Парфенона также имеются в коллекциях парижского Лувра (1 пластина фриза, 1 метопа, фрагменты фриза и других метоп и голова скульптуры с фронтона), в Музеях Ватикана, в Национальном музее Дании в Копенгагене, в музее Вюрцбургского университета в Баварии, в Музее истории искусств в Вене и Мюнхенской глиптотеке.

Правительство Великобритании утверждает, что скульптуры, хранящиеся в Лондоне, являются законной собственностью Британского музея и что они были законно приобретены в 1816 году, после того как правительство купило коллекцию лорда Элгина. Согласно акту о Британском музее от 1963 года (закону, который правительство пока отменять не собирается), музей защищен от требований передачи экспонатов, если только последние не являются репликами. Греция никогда не признавала за Великобританией права собственности на мраморы Парфенона, утверждая, что бывший посол Великобритании в Блистательной Порте Томас Брюс, граф Элгин, получил разрешение от властей тогдашней Османской империи, оккупировавшей Афины, делать слепки со статуй Парфенона и производить раскопки, но никак не увозить скульптуры — рельефы и памятники были просто-напросто выломаны из храма, построенного в V веке до н.  э.
Британский музей предлагал Греции передать мраморы Парфенона на некоторое время при условии, что греческое правительство официально признает, что они принадлежат Великобритании. Афины отказались от этого предложения. Греция требует от Великобритании вернуть скульптуры, находящиеся в Лондоне, ведь именно для них был открыт в 2009 году новый Музей Акрополя в Афинах.

Британский музей уже предоставил Греции полный набор копий, они выставляются в Музее Акрополя вместе с оригиналами.

В конце 1930-х годов перед выставкой в галерее Duveen сотрудники Британского музея решили почистить скульптуры. После того как выяснилось, что для этого вместо обычного мыла и воды применялись запрещенные химикаты и абразивы, куратор внезапно ушел на пенсию, а его ассистент подал в отставку. В Британском музее утверждают, что скульптуры не пострадали, хотя признают, что метод очистки, как и замалчивание его последствий, были ошибкой.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+