18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Исторический музей зовет на чай по-английски

Завтра, 4 декабря, в Государственном историческом музее в рамках перекрестного Года России — Великобритании открывается выставка «Английский завтрак» в России. Конец XVIII  — XIX век».

Интерес к английскому вкусу и стилю в России на рубеже XVIII–XIX веков был огромен. Англомания отразилась практически на всех сферах русской культуры и бытовом укладе различных слоев общества.

В экспозиции Исторического музея представлены заказные сервизы для императорских дворцов и павильонов, например царскосельской дворцовой фермы, для которой на заводе Веджвуда в 1822 году были приобретены наборы молочной утвари, среди которых были блюдо, ситечко и ложка для молока из коричневой каменной массы с белым рельефным декором. С императорскими предметами соседствуют изделия, выполненные для среднего класса, в частности тарелки с печатным декором, посуда с эмблемой московского Английского клуба, фигурные кувшины «Тоби» (этот персонаж стал традиционным образом благодушного англичанина, знатного едока с кружкой эля в руках).

В середине XVIII века лорд Уильям Гамильтон, британский посол в Италии, был так увлечен античной культурой и искусством, что привез в Англию большую коллекцию греческой керамики и других античных древностей. Это собрание оказало колоссальное влияние на английское искусство и на изделия из керамики в том числе. На выставке будут представлены предметы из так называемой базальтовой (черной) массы, а также фаянсовые, фарфоровые и стеклянные «в этрусском вкусе» завода Веджвуда конца XVIII века и Императорских фарфорового и стеклянного заводов Петербурга 1790–1830-х годов.

Наряду с уникальными художественными произведениями будут показаны фарфоровые и фаянсовые изделия серийного выпуска таких заводов, как Веджвуд, Споуд, Клюз и Минтон, оказывавших огромное влияние на русское керамическое производство в течение всего XIX века.

Экспозиция позволяет наглядно сопоставить оригинальные английские изделия и их интерпретации в русском фарфоре и фаянсе, выполненные на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах, Казенной фаянсовой мануфактуре, заводе Гарднера и частных заводах Гжели. Большинство экспонатов будет продемонстрировано впервые.

Выставка дополнена изобразительными материалами — печатной графикой и живописью. Здесь можно увидеть портреты представителей царствующих домов Англии и России, русских англоманов, фабрикантов, купцов, виды царских резиденций, меню и билеты московского Английского клуба. «Английский завтрак» в ГИМ продлится до 3 марта.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+