Перспектива в изобразительном искусстве

Денис Белькевич
Денис Белькевич

На ежегодной конференции Deloitte Art Finance был презентован долгожданный отчет, подготовленный финансовым консалтингом Deloitte совместно с аналитиком художественного рынка ArtTactic. Арт-рынок привык получать его в начале года, а нынешний серьезно запаздывал. Как бы в оправдание Deloitte включил в отчетный период и первое полугодие 2014-го — и как бы невзначай получил лучшие результаты за всю историю художественного рынка. Вслед выпустил свой промежуточный отчет (июль 2013 года — июль 2014 года) парижский Artprice, снова с акцентом на небывалых продажах первых кварталов и с прозрачными намеками на успешное продолжение. В кулуарах вовсю заговорили о том, что текущий сезон тянут за уши на рекорд и выпуск обоих материалов приурочен к осенним торгам ведущих аукционных домов, провоцируя коллекционеров на новые подвиги.

Все вроде бы тому способствует. Этот год добавил к циклической, метастазами, рецессии геополитическую нестабильность, санкции на отдельных территориях и их последствия для остального мира — так что сегодняшний инвестор тысячу раз подумает о последствиях; а инвестиции в искусство — вполне вариант, чтобы снизить риски. Правда, традиционно упоминаемые 12,6% годовых были заметно скорректированы: в 2013 году Mei&Moses All Art Index показал 7% для предметов художественного рынка (когда индекс S&P 500 показывал 7,4%). Пусть даже так, 7% — это среднеевропейская норма прибыли для инвестора последние несколько лет, а сектор современного искусства у Mei&Moses показал 10,5% годовых. Чем не вариант?

Не случайно на конференции Deloitte Art Finance более половины докладов было посвящено стабилизации бизнеса при помощи художественных ценностей — от размещения в арт-фондах и специализированных хранилищах на территории нейтральных стран до срочной монетизации: легального вывода предметов искусства из нестабильных регионов и обращения в живые деньги. И каждая вторая компания, принимавшая участие в конференции, в портфеле имела специальное предложение для России или Украины, чьи коллекционеры имеют значительные собрания внутри страны.

И в целом ощущение: идет планомерная подготовка к новому экономическому кризису. Его предвестником всегда оказывается небывалый подъем, горячечное возбуждение на некоторых рынках, на художественном в первую очередь, ажиотаж со все более и более ощутимым привкусом аврала. Смотрим дальше статистику: новейший Barclay’s Report фиксирует 9% искусства и предметов коллекционирования среди активов сверхбогатых людей (в прошлом сезоне — 6,5%), 76% мировых коллекционеров учитывают в приобретении художественных ценностей инвестиционную составляющую (53% в минувшем году), 76% профессионалов арт-рынка считают, что арт-инвестиции должны быть включены в сферу услуг wealth management (62% в 2013 году), 36% банков на это успешно отреагировали введением соответствующих сервисов (33% в прошлом сезоне). Число финансовых арт-фондов на октябрь 2014 года возросло до 72, едва доходя до отметки 60 в декабре 2013-го; на 20% увеличилось количество залоговых компаний, работающих с предметами искусства, подготовив активы для работы с $20 млрд (сегодня в залоге находится чуть более $9 млрд). Очевидно: рынок растет. Подъем? Нет, подготовка к кризису. На этот раз продуманная и заблаговременная.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+