18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Перспектива в изобразительном искусстве

Денис Белькевич
Денис Белькевич

На ежегодной конференции Deloitte Art Finance был презентован долгожданный отчет, подготовленный финансовым консалтингом Deloitte совместно с аналитиком художественного рынка ArtTactic. Арт-рынок привык получать его в начале года, а нынешний серьезно запаздывал. Как бы в оправдание Deloitte включил в отчетный период и первое полугодие 2014-го — и как бы невзначай получил лучшие результаты за всю историю художественного рынка. Вслед выпустил свой промежуточный отчет (июль 2013 года — июль 2014 года) парижский Artprice, снова с акцентом на небывалых продажах первых кварталов и с прозрачными намеками на успешное продолжение. В кулуарах вовсю заговорили о том, что текущий сезон тянут за уши на рекорд и выпуск обоих материалов приурочен к осенним торгам ведущих аукционных домов, провоцируя коллекционеров на новые подвиги.

Все вроде бы тому способствует. Этот год добавил к циклической, метастазами, рецессии геополитическую нестабильность, санкции на отдельных территориях и их последствия для остального мира — так что сегодняшний инвестор тысячу раз подумает о последствиях; а инвестиции в искусство — вполне вариант, чтобы снизить риски. Правда, традиционно упоминаемые 12,6% годовых были заметно скорректированы: в 2013 году Mei&Moses All Art Index показал 7% для предметов художественного рынка (когда индекс S&P 500 показывал 7,4%). Пусть даже так, 7% — это среднеевропейская норма прибыли для инвестора последние несколько лет, а сектор современного искусства у Mei&Moses показал 10,5% годовых. Чем не вариант?

Не случайно на конференции Deloitte Art Finance более половины докладов было посвящено стабилизации бизнеса при помощи художественных ценностей — от размещения в арт-фондах и специализированных хранилищах на территории нейтральных стран до срочной монетизации: легального вывода предметов искусства из нестабильных регионов и обращения в живые деньги. И каждая вторая компания, принимавшая участие в конференции, в портфеле имела специальное предложение для России или Украины, чьи коллекционеры имеют значительные собрания внутри страны.

И в целом ощущение: идет планомерная подготовка к новому экономическому кризису. Его предвестником всегда оказывается небывалый подъем, горячечное возбуждение на некоторых рынках, на художественном в первую очередь, ажиотаж со все более и более ощутимым привкусом аврала. Смотрим дальше статистику: новейший Barclay’s Report фиксирует 9% искусства и предметов коллекционирования среди активов сверхбогатых людей (в прошлом сезоне — 6,5%), 76% мировых коллекционеров учитывают в приобретении художественных ценностей инвестиционную составляющую (53% в минувшем году), 76% профессионалов арт-рынка считают, что арт-инвестиции должны быть включены в сферу услуг wealth management (62% в 2013 году), 36% банков на это успешно отреагировали введением соответствующих сервисов (33% в прошлом сезоне). Число финансовых арт-фондов на октябрь 2014 года возросло до 72, едва доходя до отметки 60 в декабре 2013-го; на 20% увеличилось количество залоговых компаний, работающих с предметами искусства, подготовив активы для работы с $20 млрд (сегодня в залоге находится чуть более $9 млрд). Очевидно: рынок растет. Подъем? Нет, подготовка к кризису. На этот раз продуманная и заблаговременная.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+