The Art Newspaper Russia
Поиск

Московских художников выгоняют из мастерских

В. Н. Блинов. Мастерская Завена Аршакуни. Линогравюра. 1974

В. Н. Блинов. Мастерская Завена Аршакуни. Линогравюра. 1974

Московский союз художников (МСХ) обратился с петицией к мэру Москвы Сергею Собянину, требуя остановить изъятие у художников творческих мастерских.

История творческих мастерских уходит корнями в 2000 год, когда правительство Москвы во главе с мэром Юрием Лужковым поручило Департаменту имущества города передать международным творческим организациям, творческим союзам Российской Федерации и столицы в безвозмездное пользование сроком на 25 лет нежилые помещения творческих студий. На процесс передачи мастерских отвели три года, и в 2003 году власти города внесли небольшие изменения в первоначальное постановление, окончательно передав в безвозмездное пользование сроком на 25 лет помещения мастерских следующим организациям: Региональной общественной организации «Московский союз художников», Московскому отделению Общероссийской общественной организации «Творческий союз художников России», Московскому отделению Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Общественному фонду «Международный художественный фонд», Межрегиональной общественной организации «Союз московских архитекторов» и Региональной общественной организации «Союз дизайнеров Москвы». Помимо долгосрочного пользования, документ также предоставлял льготы на оплату услуг тепло-, электро- и водоснабжения и вывоз мусора, правда лишь до 2004 года.

В 2008 году Лужков подписал еще одно постановление правительства города, по которому нежилые помещения творческих мастерских, используемые художниками на правах аренды, переходили в безвозмездное пользование с правом дальнейшей пролонгации. Другими словами, переоформили право творческих союзов на безвозмездное пользование нежилыми помещениями.

Несмотря на это постановление, Департамент имущества города Москвы по необоснованным причинам отказывал в передаче прав на безвозмездное пользования рядом мастерских. Так, художник Анатолий Кубрин, член Международного художественного фонда, один из немногих российских мастеров маркетри, сегодня оказался практически выселенным из мастерской именно из-за отсутствия договора на право собственности. Более того, сам Международный художественный фонд отказался от этой мастерской, тем самым лишив художника какой-либо правовой поддержки.

По данным МСХ, подобным образом оказались неоформленными 172 помещения мастерских. Эта история могла бы не иметь конца в силу бесконечных судебных разбирательств, однако 10 сентября 2014 года правительство Москвы опубликовало постановление, которое без каких-либо объяснений отменило все предыдущие документы о передаче художникам права пользования мастерскими.

Как сообщает МСХ, с сентября мастерские стали опечатываться, в том числе вместе с имуществом. Департамент городского имущества города Москвы при этом никаких комментариев не дает, в связи с чем художники и обращаются к Сергею Собянину с просьбой остановить их выселение из творческих мастерских.

На сайте департамента заявлено, что в собственность МСХ было передано более 1,5 тыс. помещений общей площадью 157 тыс. м2, однако многие из них используются не по назначению, в связи с чем необходимо провести общую проверку.

Константин Худяков, художник, президент Творческого союза художников России, прокомментировал ситуацию следующим образом: «Творческий союз художников России имеет всего 250 мастерских, а у Московского союза художников 3,5 тыс. мастерских, часть из которых не была оформлена документально на право безвозмездного пользования. Что такое неоформленные мастерские? Художники платили за аренду и коммунальные услуги, притом что год назад правительство Москвы приняло решение об увеличении арендной платы в два раза (можете представить, что она стала 3,5 тыс. руб. в год за 1 м2?!), а оформить свои мастерские документально никак не могли. Это невыносимые условия. И это катастрофа не только для художников, но и для всех общественных организаций, которые занимаются культурой, благотворительностью: и инвалидами, и ветеранами, и детьми с ограниченными возможностями. Это большое количество мастерских, и это судьбы. Причем люди получили мастерские в советское время, даже не получали, а находили сами эти подвалы, сами их ремонтировали, сами оформляли. Никто из сегодняшнего правительства, из этого государства никогда эти мастерские не давал». По словам Худякова, возможно, и были единичные случаи, когда кто-то неправомерно пользовался помещением — в семье не без урода, — но это не стало системным явлением. Мастерские по-прежнему используются самими художниками.

«Я являюсь председателем правления Центра современного искусства «М’АРС». Мы сами строили свое здание, Москва вообще ни копейки не внесла в строительство. Нам сдали помещение после строительства в льготную аренду, которая действительно тогда стоила копейки. Но в течение этого времени, почти 15 лет, цена возросла в десятки раз и стала просто невыносимой: мы должны были платить в месяц миллион с лишним рублей за аренду. Вы можете себе представить? Это общественная организация, которая должна заниматься выставками, исследованиями в области культуры. У нас нет никаких предприятий, магазинов, мы не спекулируем на рынке ценных бумаг», — рассказывает Худяков. По мнению художника, Департамент городского имущества — чудовище и монстр. «Это организация, с которой разговаривать нам, руководителям союзов, абсолютно бессмысленно», — считает он. По его словам, некоторые чиновники объясняют причины массового изъятия мастерских увеличением города в два раза, необходимостью платить пенсии, ремонтировать дороги и прочее, то есть заботиться о процветании города — в данном случае за счет культуры. «Чудовища! Других слов нет. Этот вопрос не может решить заместитель Собянина. Это может решить сам Собянин, который абсолютно герметично закрыт», — заключает Худяков.

Противоположной точки зрения придерживается Анатолий Осмоловский, художник, куратор и ректор Института современного искусства «База», который, в свою очередь, поддерживает инициативу властей города. Он сообщил в социальных сетях, что Союз художников нужно запретить как исчерпавшую себя организацию, а выставочные залы — отобрать, поскольку это пережиток сталинизма. «Искусство должно жить само, без государства! Помогать надо только и исключительно молодым. А если художник зрелый, или тем более старый, и не может платить, то какой это художник? Я считаю, что МСХ — это «кощеева игла» сталинизма. Именно ее надо сломать!!!» — комментирует ситуацию Осмоловский. По его словам, отбирать можно двумя методами: сталинским — насильственно — и либеральным — поднять до рыночных все ставки. «Тысячи (а то и десятки тысяч) плохих художников занимают помещения, ничем там не занимаясь, а часто просто сдавая эти помещения невесть кому и непонятно почему. Особенно много таких среди сынков и внучек «великих» советских художников. А если кто и работает, то действительно делают откровенно коммерческую продукцию. Почему коммерческому по сути искусству должны быть какие-то послабления? Всех, кто не платит, на улицу! Ногой под зад!» — подытожил Анатолий Осмоловский.

Петицию в защиту прав художников на мастерские можно подписать на здесь.

Материалы по теме
Просмотры: 8109
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше.
16 августа 2019
3
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
4
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
5
Классический выбор гения вкуса
Итальянская миссия архитектора Николая Львова — звезды эпохи Просвещения, построившего Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи.
16 августа 2019
6
В Стеделейк-музее показывают выставку «Гибридная скульптура»
На ней объединились работы Изы Генцкен, Джеффа Кунса, Томаса Хиршхорна и других художников.
15 августа 2019
7
В Музее Гуггенхайма изучают уличное искусство и протест начала 1980-х
Выставка состоит из двух десятков произведений Жан-Мишеля Баскиа и его современников, которые почти незаметно стали историей.
15 августа 2019
8
Выставка фонда IN ARTIBUS приехала в Новосибирск
Проект «Под одним небом» объединил произведения французских и русских художников XIX–XX веков.
16 августа 2019
9
Работы Мартина Киппенбергера и Марии Лассниг встретились в Мюнхене
Произведения художников проводят тотальный Body Check в Городской галерее в доме Ленбаха.
15 августа 2019
10
Екатерина II едет в Царицыно
В музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка, где можно будет увидеть портрет Екатерины II работы Дмитрия Левицкого, отреставрированный при поддержке Corinthia Hotels.
15 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru