The Art Newspaper Russia
Поиск

Музейный магазин. Пожалуйста, без уродливых сувениров!

Тема музейного сувенира возникает в профессиональной среде все чаще и чаще: музеи и общественные организации проводят семинары, организуют дискуссии с участием иностранных экспертов. Видит ли покупатель результаты этого бума и что мешает нашим музейным магазинам стать такими же успешными, как в Европе или Америке? Золотое правило девелопмента «место решает все» применимо к торговле в целом, а к музеям, куда изначально приходят не за покупками, тем более.

Полки с сувенирами в тесном помещении кассы, небольшой киоск или морально устаревший прилавок-витрина со стеллажами за спиной продавца — вот самые распространенные типы музейных магазинов в России.

Поэтому первое, на что обращаешь внимание в магазине любого крупного музея Европы или Америки, — его немалые размеры, а также то, что обойти все это изобилие стороной просто невозможно. Выход из музея — только через магазин. Профессиональный подход к торговле также предполагает, что магазинов должно быть несколько, и не только в музейных зданиях, а с ориентацией на туристические маршруты. Сети магазинов МoМА в Нью-Йорке и Музея Виктории и Альберта в Лондоне работают без выходных, устраивают частые смены коллекций к выставкам и праздникам, а также обычные для ритейла сезонные распродажи. В результате они успешно конкурируют с городскими магазинами подарков и сувениров. В нашей практике подобных примеров практически нет. Разве что ГМИИ им. Пушкина разместил свое представительство в виде небольшого магазина в ГУМе.

Борьбу за желанного покупателя — туриста —музеи проигрывают иногда по обидным причинам.

Одна из них — юридическая невозможность подкупать экскурсоводов автобусных групп. Поэтому во время экскурсии по Кремлю гиды настойчиво советуют туристам обходить прилавки в музее стороной. А ведь и цены и ассортимент сувениров в Музеях Московского Кремля намного интереснее, чем в любой арбатской лавочке.

Отсутствие современных магазинов в крупнейших музеях Москвы каждый раз объясняется по-разному. В том же Кремле физически невозможно развернуть масштабную торговлю в палатах и соборах — памятниках архитектуры.

Государственная Третьяковская галерея после скромных результатов магазина нового типа в Лаврушинском переулке теперь с большей осторожностью рассматривает запуск подобного проекта на Крымском Валу. Что касается ГМИИ им. Пушкина и Мультимедиа Арт Музея, тут дело в стратегических установках: их директора благосклонно относятся только к продаже музейных каталогов и книг по искусству.

К слову, скептическое отношение к музейной торговле я видела и у директора крупного немецкого музея, который заметил, что ему проще получить миллион от мецената, чем продать на эту сумму карандашей. С этим легко согласиться, учитывая долгую историю меценатства в Германии.

Тем не менее хорошо организованный магазин может принести музею весомую пользу. Объем продаж напрямую связан с трафиком. И тут основная задача любого магазина — привлечь как можно больше людей — полностью совпадает с целью музея. Поступления от музейной торговли являются внереализационными доходами и расходуются в основном на премии музейным сотрудникам, которые зачастую больше, чем оклады.

О том, что торговля в музее — дело доходное, свидетельствует и благополучное существование на их территории частных магазинов. Прекрасным примером является магазин Государственного Эрмитажа и компании Museum on Line Inc. в Галерее Растрелли. Он был создан по образу и подобию магазина в Метрополитен-музее, с прекрасным выбором книг по искусству, наличием как дорогих реплик музейных предметов, так и обычных сувениров. Продавцы в нем энергичны, вежливы и говорят на иностранных языках. Уникальным является и факт существования работающего интернет-магазина www.hermitageshop.org. Образцовая сеть магазинов Музея Виктории и Альберта тоже коммерческое предприятие, по организационно-правовой форме. Она аффилирована с музеем и перечисляет ему всю свою прибыль.

В этом, пожалуй, и заключается основная проблема музейных магазинов в России. Практически все музеи — бюджетные учреждения, которые занимаются этим непрофильным видом деятельности по остаточному принципу. Проблемы музейщиков и во взаимоотношениях с казначейством, и в особенностях бухгалтерского учета, и в сложной системе внутримузейных коммуникаций.

Поэтому в музейных магазинах зачастую не принимают банковские карты, а закрываются они по расписанию вне зависимости от наличия покупателей. И конечно, там, где предприниматель оперативно среагирует на возникшую проблему или повышенный спрос, музейщик будет вынужден тратить время на согласование решения.

Музеи, в которых вопрос трафика решен, а бюрократические препоны в той или иной степени преодолены, серьезно задумываются над ассортиментом магазина. Благодаря накопленному и сохраненному музеем культурному и историческому богатству, музейный сувенир является востребованным проводником миссии музея, популяризатором его коллекци. Как правило, речь идет о нанесении изображений из коллекции музея на различные предметы. Несмотря на избитость подобного решения нащупать тонкую грань между миссией музея и кичем не всегда удается. Искажение цветов, неудачное кадрирование, неуместность выбора предмета или сюжета — все это не только вызывает насмешки знатоков, но и, что гораздо печальнее, прививает дурной вкус обычному посетителю. А ведь именно магниты, открытки, наклейки и прочая печатная продукция с музейными хитами приносит основную часть дохода. Школьные группы сметают их в отведенные гидом 5 минут и на отведенные родителями 100 рублей.

Контроль качества затруднен в связи с нехваткой рабочих рук и адекватных подрядчиков. Найти несмываемую после посудомоечной машины деколь или не отстирываемый от футболки рисунок — задача практически невыполнимая. Малый бизнес либо заинтересован в немалых тиражах, либо юридически не годится в музейные поставщики. Да и закон о проведении тендеров вынуждает выбирать не самое качественное, а самое дешевое предложение.

Разнообразие ассортимента сдерживает и консервативность, присущая всему музейному делу. Музейные хиты — богатыри и мишки в Третьяковке, рыбки Матисса в Пушкинском — вытесняют другие, менее популярные изображения с прилавков магазина. К примеру, сувениры, придуманные художником Александром Шабуровым (группа «Синие носы») на базе финансируемого Евросоюзом проекта Museum Token, не нашли своего места в витринах магазинов крупнейших музеев страны, так как, повидимому, оказались слишком радикальными для музейного сообщества.

Каждый новый музейный сувенир, как правило, должен быть одобрен самим директором. Естественно, что ожидать в такой ситуации быстрых качественных и количественных изменений в ассортименте не приходится. Западная практика также предполагает согласование и даже совместное создание дизайна сувениров внутри музея с экспертами направлений или с кураторами выставок, причем происходит это в рамках реализации годового выставочного плана.

Планирование и проектный подход начинают применять и у нас. По словам Юлии Бутовченко, начальника отдела маркетинга Музеев Московского Кремля, его сотрудники успевают подготовить коллекции сувениров практически к каждой привозной выставке. Музею не приходится организовывать обмен сувенирами, как это было между Прадо и Эрмитажем год назад, отведенного на дизайн и производство времени хватает, чтобы заполнить витрины к вернисажу.

Несмотря на все перечисленные проблемы музеи демонстрируют готовность к переменам в сувенирном деле. В Чайном домике обновленного Летнего сада — филиале Государственного Русского музея — открылся новый современный музейный магазин. Коммерчески правильным решением кажется и размещение сувенирного лотка на пересечении аллей сада. Известно также о создании новых музейных магазинов в Московском музее современного искусства на Петровке и в обновленном Манеже.

Все это вселяет надежду, что в обозримом будущем хорошей привычкой станет покупка подарков именно в музейном магазине. Ведь каждый потраченный в нем рубль поддерживает музей. Кто же еще поддержит его, если не мы? ”

Просмотры: 5632
Популярные материалы
1
«Спаситель мира» Леонардо да Винчи продан за $450,3 млн на Christie's
Картина великого мастера эпохи Возрождения из скандальной коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева официально стала самым дорогим произведением искусства в мире.
16 ноября 2017
2
«Любовники» Марка Шагала проданы за рекордную сумму покупателю из России
Картина 1928 года за $28,5 млн — аукционный рекорд для художника и самый дорогой лот торгов импрессионизма и модернизма Sotheby’s, суммарная выручка которых составила $269,7 млн.
15 ноября 2017
3
Как текстильный магнат Сергей Щукин собрал коллекцию мирового значения
В издательстве «Слово» вышла книга известного искусствоведа Натальи Семеновой — это первый полный иллюстрированный каталог собрания коллекционера.
17 ноября 2017
4
Спасенная после похищения акварель Врубеля вернется в Армению
Владимир Путин передал президенту Армении Сержу Саргсяну отреставрированную акварель Михаила Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон». Произведение на время приедет Москву в 2020 году, на выставку художника в Третьяковской галерее.
16 ноября 2017
5
Лувр нашего времени
Не роскошный, а интеллектуальный и изысканный. Ольга Кабанова по просьбе TANR поделилась своими личными впечатлениями от посещения нового музея в Абу-Даби.
16 ноября 2017
6
Валерий Барыкин: «Красивая женщина на социальном плакате на 180 градусов разворачивает его смысл»
Пятница — отличный повод поговорить о советском пин-апе с тем, кто его придумал и прославил. Нижегородский художник Валерий Барыкин рассказал нам о природе советского эротизма, о своих моделях и о том, можно ли стать героем его сюжетов.
17 ноября 2017
7
Павильон России на время Архитектурной биеннале станет железнодорожной станцией
В национальном павильоне на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции, которая пройдет с 26 мая по 25 ноября 2018 года, покажут проект «Станция „Россия“».
15 ноября 2017
8
Как не только полюбить, но и понять сегодняшнее искусство
Инструкцию предлагают книги «Искусство смотреть: Как воспринимать современное искусство» Оссиана Уорда и «Как писать о современном искусстве» Гильды Уильямс.
17 ноября 2017
9
Christie’s объявил о начале предаукционного тура коллекции Рокфеллеров
Торги обещают стать крупнейшим событием в аукционной истории, а выручка будет направлена на поддержку десяти благотворительных организаций.
21 ноября 2017
10
Первый шедевр Гауди в Барселоне открылся для посетителей
Дом, построенный архитектором по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса, открылся после реставрации. Проект профинансировал андоррский банк MoraBanc, который приобрел здание три года назад.
20 ноября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru