The Art Newspaper Russia
Поиск

Тандем великих: критики о художниках

Издательство Ad Marginem и фонд RDI Culture издали цикл книжек про русских художников. Общее название — «Names/Имена» предполагает, что героями стали лучшие из лучших

Каждая книжка содержит эссе одного из знаменитых критиков или кураторов: вначале русский текст, потом то же самое по-английски, поcередине — небольшой блок иллюстраций. С точки зрения формата и объема получается такой subpocket edition, в среднем 60 страниц. Серия представляет собой попытку умной популяризации современного российского искусства, данной через персоналии. Составители счастливо избежали мертвого груза биографий и прочих общих слов, каждое эссе сразу погружает нас в проблематику художника, в общем или в частности — зависит от взгляда пишущего.

Два эссе написаны Борисом Гройсом — о Казимире Малевиче и Александре Дейнеке (автор давно занимался связью модернизма и соцреализма, так что это его «естественная сфера интересов»). И если Малевич у Гройса — про антиутопичность, индивидуальность, смертность и несовершенство, то Дейнека — про конструктивистский утопический проект, совершенство и секулярное бессмертие.

О недавно почившем русском теперь-уже-классике Владиславе Мамышеве-Монро написала Екатерина Андреева, это самый личный текст в серии. Про Дмитрия Александровича Пригова пишет Екатерина Деготь (куратор обзорной выставки Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!, ММОМА в Ермолаевском переулке, 2008). В данном случае речь идет об отношениях Пригова с пространством (эссе называется Мясо пространства) и о связи художника с драмой и театрализованными практиками. Именно из-за пространства как субстанции, порождающей сущности, у Пригова диалектически получается такой концептуализм, что уже сюрреализм. Это течение, долго проходившее в изгоях, активно реабилитируется в последние два года, что делает Пригова исключительно актуальным.

Особняком стоит эссе Виктора Мизиано о Владимире Архипове. Живой художник, он интересует автора своей «побочной» деятельностью на стыке антропологии, искусства и кураторства. Архипов собирает и выставляет странные вещи, обладающие утилитарностью, но также не лишенные «собственного голоса». Мизиано интересует политическая составляющая искусства, в частности снятие оппозиции между искусством и неискусством, ремесленным и художественным, элитарным и эгалитарным; он подводит под этот процесс серьезную теоретическую базу — пожалуй, несколько агрессивно.

Зачем вообще нужна такая популяризация и чем интересны рассматриваемые проблемы? Не секрет, что современное искусство существует в некотором роде изолированно от жизни. Институции и художники отгорожены от широкой публики контекстами, основанными на десятилетиях теории и практики. Обобщенный профессионал не задает себе вопрос, зачем нужен был тот или иной художник, а обобщенный обыватель не понимает, почему, например, Черный квадрат — искусство (и все, что после него, тем более). Картине Малевича в следующем году исполняется 100 лет, и тем не менее в смешанных компаниях разговор снова и снова скатывается к этому почти сакральному произведению.

Преодоление этого непонимания — задача, осознанная многими профессионалами. На очень небольшом объеме книг серии Имена дается спектр идей, в которых существует современное искусство. Такого рода издания могут служить дорожной картой, которая поможет перебросить мостики смысла через пропасть. И если окажется, что в случае этой серии мы имеем дело с коллективным Стивеном Хокингом от искусства, то, наверное, цель ее создателей будет достигнута.

Просмотры: 3897
Популярные материалы
1
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
2
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
3
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
4
Иван Цветков: верный поклонник русской школы
Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание.
07 августа 2020
5
Богородицк: эффект Версаля и скелеты в шкафу
Завершилась реконструкция исторического центра Богородицка. Вместе с находящимся там дворцом-музеем и парком XVIII века город стал жемчужиной на туристических маршрутах по Тульской области.
13 августа 2020
6
Дачу Пастернака отреставрируют
Здание приведут в порядок и приспособят к современному использованию в ближайшее время.
10 августа 2020
7
Виктор Мизиано: «После ухода Валерия Подороги осталась колоссальная пустота»
Известный российский философ Валерий Подорога скончался в Москве в возрасте 73 лет. Куратор Виктор Мизиано рассказывает о том, кем он был для современного искусства.
11 августа 2020
8
Кипарисовый интерьер Райта смонтируют заново
Знаменитый кабинет Кауфмана, созданный по дизайну Фрэнка Ллойда Райта в середине 1930-х, после реставрации обоснуется в V&A East.
07 августа 2020
9
Музей Мунка показывает пейзажную выставку художника
Проект «Вон там. Эдвард Мунк и природа» стал последним перед переездом музея в новое здание.
10 августа 2020
10
В Национальном музее Китая открылась экспозиция, посвященная борьбе с COVID-19
На выставке представлены произведения профессиональных художников и любителей, отобранные из 75 тыс. конкурсных работ.
12 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru