18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайное становится явным

В центре Москвы, в некогда секретном сталинском бункере, на глубине 43 метра под землей открылась выставка современного искусства Hidden Place

Выставка Hidden Places, краткосрочная акция новоявленного некоммерческого фонда MaxArt, обречена на успех по причине, естественно, места. Кто же откажется побывать в тайном военном бункере, остроумно укрытом от глаз в самом центре Замоскворечья, под боком у конфетной фабрики «Рот Фронт», рядом с церковью Спаса Преображения во 2-м Новокузнецком переулке?! И даже честное предупреждение организаторов, что лифт в подземелье не работает и в преисподнюю надо будет спускаться и потом подниматься наверх самостоятельно, ногами, вряд ли способно кого-то остановить.

Надо сказать, что сам бункер, даже безотносительно представленного в нем искусства, производит впечатление. То ли низкие, подтекающие своды создают ощущение камеры пыток, то ли весь антураж (а внутри сохранились военные приборы и некоторая техника 1950-х годов), но вы словно попадаете в фильмы Алексея Германа о сталинской эпохе с их загадочной и гнетущей атмосферой. Это пространство удивительно антигуманно и бесчеловечно, и оно сохранилось до наших дней в идеально аутентичном виде.

Бункер 703 разработали в 1950-е годы и сдали в эксплуатацию в 1961-м как тайное хранилище сверхсекретных государственных документов. Его строили по технологии метро и даже на глубине связали с технической веткой подземки. Разница лишь в том, что создатели решили не заморачиваться с внутренней отделкой, оставив открытыми брутальные бетонные конструкции, что усилило архитектурную выразительность. Засекреченный объект функционировал почти полвека, до 2008 года, потом он начал подтекать, его признали морально устаревшим, секретные документы из хранилищ эвакуировали и, в конце концов, по информации из открытых источников, передали на баланс некоей организации ветеранов силовых структур. С 2018 года бункер работает как музей, у него есть сайт, на котором, помимо экскурсий, предлагают «реализовать в уникальном подземном пространстве ваш собственный тематический праздник, съемку, лекцию или презентацию». Если же фантазии придумать праздник в бетонных застенках не хватит, то владельцы объекта готовы помочь. Так и пишут: «Можете доверить это нам».

У Фонда развития и поддержки современного искусства MaxArt с фантазией все в порядке. Для выставки отобрали работы 30 художников, сделав микс из безусловных звезд типа дуэта Дубосарского и Виноградова и совсем юных художников, студентов Суриковки. И хотя куратор Полина Могилина говорит, что участники вдохновлялись гением места, произведения составляют с пространством резкий контраст. В очень традиционных холстах Евгения Дудникова, Алексея Дубинского, Полины Синяткиной царят такая живописная гармония и приятие жизни, что они легко впишутся в любой жилой интерьер. Большая работа Ирины Дрозд «Дом во время пандемии» — это действительно кукольный домик, только вместо Барби и Кенов населенный мутантами-пришельцами. Очень мирные уродцы: лежат на диване, пьют чай, смотрят телевизор. Работы crocodilePOWER (холст «Одиночество», скульптура Shatter) вызывают в памяти предшествующие аналоги — фантастическо-мистические опусы Малой Грузинской. Но в целом искусство нестрашное, нарядное и расслабленное. Самые, пожалуй, драматичные работы — две инсталляции. Одна — «Каскад» (2016) авторства группы «Синий суп»: ступени некоего подземного перехода заливает волна условной нефти. Вид черной приближающейся лавы парализует смотрящего. И вторая инсталляция (на выставке состоялась ее премьера) — голографический аудиовизуальный объект ROW коллектива Tundra: ритмично светящиеся кольца, поставленные друг за другом и образующие тоннель (проект трудно описать, его надо видеть).

В общем, как бы современные художники ни старались, весомости и жесткости высказывания, которое бы перебило мрачную образность бункера, у них не получилось. Наверное, это и к лучшему. Это маркер гуманизации местного ландшафта. И надежда, что сколь бы силы тьмы над нами ни витали и каких бы бункеров ни строили, их застенки рано или поздно зальет вода, и они сгниют, и на их руинах будут резвиться дети. (Впрочем, выставочный эффект может иметь и ровно противоположную трактовку: сколько ни резвись, останешься в тюрьме.) К выставке подготовлена специальная программа с московской премьерой спектакля «Корова» по мотивам одноименного рассказа современного французского писателя Томаса Гюнцига режиссера Инги Воск.

Проект Hidden Places стал дебютом Фонда поддержки и развития современного искусства MaxArt, партнерами которого стали МГАХИ им. В.И.Сурикова, Московский музей современного искусства, галерея «Триумф», а патронами — деятели искусств, коллекционеры и меценаты, среди которых ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, российский бизнесмен Алексей Тайчер, коллекционер Алексей Верхотуров и другие.

Организация обещает развернуть образовательные и грантовые программы, открыть художественные резиденции. Помощь в реализации первого проекта  оказала компания Borjomi. В честь нее художники Евгения Воронова и Даниил Антропов сделали инсталляции Flow и «Источник жизни».

Hidden Places
Бункер 703, 2-й Новокузнецкий пер., 14, стр. 1
До 22 мая
Больше информации: www.maxart-foundation.com

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+