18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

№90
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля на выставке «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» собрали уникальные памятники, обладающие исключительной ценностью

Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лже­дмитрий» посвящена царствованию Ивана Грозного и одному из самых драматичных периодов русской истории — Смутному времени. Она состоит из двух частей. В выставочном зале Патриаршего дворца размещается экспозиция «Царский род в XVI столетии. От триумфа до угасания». Первый экспонат здесь — икона Богоматери Одигитрии, названная «Иоасафовской» по имени митрополита Иосифа. Предполагается, что ее преподнесли во младенчестве будущему царю Ивану IV при его крещении в 1530 году. Большинство показанных в этой части выставки предметов связано с его жизнью, в том числе личной. В мастерской его первой жены Анастасии Романовны были созданы прекрасные вещи лицевого шитья, в том числе покров на раку митрополита Ионы в кремлевском Успенском соборе. Большое золотое блюдо с изображением двуглавого орла — свадебный подарок второй жене, Марии Темрюковне. Кубок из венецианского стекла был вложен в захоронение Марфы Собакиной, прожившей в браке с царем две недели.

Икона Иоанна Лествичника, написанная на доске высотой, равной росту новорожденного сына Грозного Ивана (46 см), положила начало традиции мерных икон. Очень красивы два вышитых покровца и воздух — вклад младшего сына Грозного, царя Федора Иоанновича, и его жены Ирины в Чудов монастырь. Они не оставили наследника, и династия Рюриковичей закончилась, на престол взошел Борис Годунов.

В Успенской звоннице размещена вторая часть выставки — «Dеmеtrius imperator — Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа». Представленные здесь экспонаты иллюстрируют события, связанные с самозванцем, выдававшим себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Начиная со смерти самого царевича в Угличе и заканчивая перенесением через 15 лет его мощей в Москву. Кем был на самом деле человек, 11 месяцев просидевший на русском престоле, неизвестно (Григорием Отрепьевым назвал его Годунов). Зато по недавно обнаруженному в библиотеке Дармштадта акварельному портрету можно представить, как он выглядел. В музее сохранились фрагменты доспехов самозванца и его письмо покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, в котором он описал собственную коронацию. О печальном конце грандиозной авантюры свидетельствует реестр драгоценных вещей, захваченных боярами после убийства Лже­дмитрия I у его жены Марины Мнишек и ее отца. 

Музеи Московского Кремля
Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий
6 апреля – 25 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+