18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Баварские фрески оказались самыми древними в Северной Европе

№89
Материал из газеты

Специалистам удалось установить возраст серии фресок в кафедральном соборе баварского города Аугсбург, изображающих житие Иоанна Крестителя

Недавно удалось установить возраст серии фресок в кафедральном соборе баварского города Аугсбург, изображающих житие Иоанна Крестителя. Согласно новой датировке, они были созданы в первое десятилетие XI века, что позволяет считать их одними из самых старых росписей на стенах средневековых церквей к северу от Альп.

Закрашенные побелкой и забытые, эти фрески в южном трансепте храма обнаружили еще в 1930-е годы. Но лишь сейчас, в ходе реставрационных работ на крыше, удалось доказать, что они датируются тем же периодом, что и сам собор, и их возраст составляет более тысячи лет.

Дендрохронологический анализ показал, что дерево в каменной кладке датируется приблизительно 1000 годом, и это противоречит устоявшемуся мнению, что собор был возведен около 1065 года. «Самые ранние из фресок относятся к первому слою, покрывающему каменную кладку, и, следовательно, являются частью оригинального убранства церкви, — говорит Бригит Нойхойзер, представительница Баварского земельного ведомства по охране наследия. — Поскольку речь идет о важной епископальной церкви, можно предположить, что они должны были быть написаны вскоре после строительства».

Стилистически фрески очень близки к росписям в церкви Святого Георгия на острове Райхенау на Боденском озере на границе Германии со Швейцарией. Острову присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе благодаря фрескам. Глава Баварского земельного ведомства по охране наследия Матиас Пфайль считает, что аугсбургские росписи — самые значительные по размерам из дошедших до нас фресок той эпохи в немецкоязычных странах после фресок острова Райхенау.

Реставраторы, работающие под эгидой Баварского земельного ведомства по охране наследия, аккуратно расчистили росписи и приняли ряд консервационных мер, в том числе укрепили штукатурку. Фрески подробно сфотографировали и изучили. Несмотря на то что они сильно поблекли и сохранились лишь фрагментарно, удалось идентифицировать две сцены и остатки третьей, в том числе обезглавливание святого и его погребение, расположенные на западной стене. Реставраторы предполагают, что фрески на южной стене, изображавшие, вероятно, рождение и крещение Иоанна Крестителя, могли быть уничтожены в середине XIV века при добавлении готического окна.

Нойхойзер объясняет, что в долгосрочной перспективе фрески не нуждаются ни в каких особых консервационных работах, поскольку располагаются высоко на стенах церкви. По ее мнению, они не страдают от влажности и тепла, связанных с посещением храма людьми, и «после расчистки и реставрации находятся в стабильном, устойчивом состоянии».

Реставраторы собираются обследовать зону крыши и северный трансепт в поисках остатков других фресок. Исследование и реставрация ведутся при финансовой поддержке Фонда Беаты и Ханса Петера Аутенрит, Фонда Зигфрида и Эльфриды Денцель и епархии Аугсбурга.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+