18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Циклододекан спасает фрески

№48
Материал из газеты

В Новгородском музее-заповеднике показали фрагменты фресок 900-летней давности из разрушенного храма, считавшиеся навсегда утраченными

В Центре реставрации монументальной живописи Новгородского государственного объединенного музея-заповедника показали фрагменты монументальной живописи XII века из церкви Благовещения на Городище. Эти фрески 900-летней давности, считавшиеся раннее утраченными, обнаружены во время археологических работ. Они предваряли консервацию руин церкви XIV века и выявление остатков одноименного храма, заложенного, по летописям, в 1103 году.

Этим летом на Городище применили новый способ извлечения фрагментов из обвалов, позволяющий сократить время на подбор при дальнейшей их реставрации. Дело в том, что при обрушении храма большие куски живописи оказались раздавленными на более мелкие. Чтобы извлечь их полностью, не нарушив стыки, реставраторы использовали циклододекан — вещество, быстро испаряющееся под воздействием тепла. Фрагмент фрески накрывается марлей и заливается циклододеканом, после чего плитка с росписями извлекается из строительного мусора и подклеивается к уже существующим деталям традиционным способом.

Именно таким образом реставраторы произвели уже около 697 стыков. В Центре реставрации монументальной живописи находится теперь 147 планшетов с фрагментами разного размера. Там они проходят чистку и предварительный подбор. Ожидается, что основную часть работ по их реставрации закончат к 2017 году.

У исследователей оказались и более крупные фрагменты росписи, позволяющие судить о том, что живопись церкви Благовещения на Городище была типичной для XII века. Лоб архангела с тщательно прорисованными челкой и ленточкой. Или же изображение чешуи. Руководитель археологической экспедиции, член-корреспондент РАН Владимир Седов предположил, что это кусок с кольчугой воина. Заведующая Центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова считает иначе: если эти фрагменты извлечены из дьяконника, то, вероятнее всего, изображают они чешую змея, иллюстрирующую «Чудо Георгия о змие». Точно такие же сюжеты украшали Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря в Новгороде и церковь Святого Георгия в Старой Ладоге.

После того как экспедиция Владимира Седова выявила остатки церкви, стали видны западная часть храма, два подкупольных столба, стенка, отделяющая храм от нар­текса. А фрагменты стены нартекса оказались под утраченной колокольней XIX века.

Подтвердилось предположение о том, что церковь сознательно разрушили в XIV веке при строительстве на ее месте новой. «Предварительно можно сказать, что храм разбирали. Мы видим, что подрубили снизу стены и потом растащили. Он раскрылся и упал — стены меняют конфигурацию и выворачивают собственные фундаменты, — объясняет Владимир Седов. — Это осмысленное разрушение старого храма, который не стали ремонтировать».

Сайт музея-заповедника сообщает, что в 2017 году раскопки продолжатся уже на территории храма XIV века. Одновременно ведутся работы на Благовещенском раскопе под руководством старшего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН Ивана Еремеева

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+