18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что посмотреть в МАММ, или 25 зеленых кошек в серой комнате

Мультимедиа Арт Музей, Москва открыл сразу почти десяток новых выставок. Представлены и интернациональные звезды, и российские мэтры, и восходящие таланты

Девственно-белые интерьеры музея таят в себе две ярчайшие цветные экспозиции: это «Репортажи» знаменитого французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра и выставка «Между воображением и реальностью» американской художницы Сэнди Скогланд. К счастью, они разведены по разным этажам, потому что пережить их друг за другом, единовременно, было бы слишком большим испытанием для зрения.

Объединяет этих двух совершенно разных мастеров то, что стиль их сложился и пик их творчества пришелся на 1970–1980-е годы, докомпьютерную эпоху, когда не было Photoshop, фильтров и прочих усилителей цвета. То есть они, конечно, были (например, сверхчувствительная пленка и разные протоколы проявки и печати), но достигнуть ошеломляющей интенсивности красок в кадре было несравненно труднее, чем сейчас. И два этих художника, без сомнения, просто сделают «контрольный выстрел» по глазам своими дичайшими, орущими цветами.

Один из них — 65-летний Паскаль Мэтр, звезда фоторепортажа, лауреат, помимо других наград, World Press Photo (1987) за съемку оставшихся на тот момент живых участников и героев Мексиканской революции. Сорок лет он работает в самых опасных регионах планеты: Африке, Латинской Америке, Афганистане. Он певец витальной силы третьего мира, наблюдатель гримас постколониализма. Каждая его серия — эксклюзив, добытый с риском для жизни, поэтому он всегда был желанным автором в таких изданиях, как Figaro, Geo, National Geographic, Paris Match, Stern.

Как любой великий фотограф, Мэтр обладает талантом проникать в закрытые сообщества, становиться невидимым для людей, которых снимает. Он мог сделать кадр из толпы всадников, причем изображение получалось такой четкости, что были видны лопнувшие сосуды в глазах лошадей. И непонятно, где при этом фотограф находился: тоже в седле, поблизости на дереве или висел в воздухе? Он снимает мир за границей сегодняшней цивилизации, но его ракурсы и, конечно, неоновые цвета очень современны, как будто это не Африка, а Нью-Йорк, и при этом некоторые композиции явно несут отсылку к классическому искусству — Рембрандту, Энгру, Пикассо, Хокни. Выставка «Репортажи» — такое шоу, на которое хочется вернуться.

Сэнди Скогланд в определенной степени противоположность Мэтру. Если он ищет для кадров реальные события, их кульминацию, то Скогланд «реальность» создает руками, в студии: выстраивает интерьеры, подбирает мебель, красит это все определенным образом, населяет странными существами и фотографирует. В результате получается абсурд и ужас без всякой кульминации.

В этом году Сэнди Скогланд исполняется 75 лет. В молодости она долго себя искала: изучала живопись, историю искусства, фотографию, кино, год стажировалась в Лувре. В творчестве она вначале рефлексировала по поводу рекламной фотографии, но постепенно нашла свою тему. Ее считают родоначальницей жанра tableau photography — «сконструированных» кадров.

Одну из самых знаменитых фотографий — «Радиоактивные кошки» — она сделала в 1980 году. Это был момент эскалации международной напряженности: ввод советских войск в Афганистан, бойкот московской Олимпиады. Попав в унисон со временем, художница представила постапокалиптическую сцену — жизнь после атомной катастрофы. Обычный американский дом, как бы засыпанный серым атомным пеплом, и на его фоне ярко-зеленые кошки. Двадцать пять кошек Сэнди Скогланд вылепила из глины и покрасила флуоресцентными красками. Кадр получился рекламным по цепкости. Далее последовали «Месть золотой рыбки» (1981), пророческая «Микробы повсюду» (1982) и еще десятки остроумных задокументированных инсталляций. Эти эксперименты рифмовались с кинематографическими поисками: 1980-е считаются золотым веком фильмов ужасов, когда появились такие культовые ленты, как «Техасская резня бензопилой», «Муха», «Кошмар на улице Вязов» и многие другие.

С высоты современных 3D-технологий, когда любая мистика и паранормальные явления легко моделируются на компьютере, опыты художников 1970–1980-х кажутся наивными. Примерно как картонная акула в фильме «Челюсти». Но если учесть, сколько изобретательности и труда вложила та же Сэнди Скогланд в свои работы, то проникаешься к ней и ее коллегам-первопроходцам в области спецэффектов глубоким уважением.

Программа музея не исчерпывается двумя козырными выставками. На минус первом этаже продлена работа итогового смотра выпускников Школы Родченко. В лобби, напротив входа, открыта выставка Валерия Чтака «Могло бы быть гораздо хуже». Само ее название кажется зловеще актуальным, но на самом деле она о личных переживаниях, творчестве и одиночестве. Произведения Валерий Чтак создавал в течение нескольких недель непосредственно в музее, пока тот был закрыт из-за коронавируса. На втором этаже — сборная экспозиция «Тень души, но заостренней чуть» о том, как художники пережили карантин. Также есть ретроспектива фотографа из Донецка Александра Стринадко «Накануне перестройки» — окно в ушедшую эпоху. Еще — веселая и легкая выставка художника Паруйра Давтяна «Откровение чудесного пруда» — деконструкция импрессионизма. Чудесный пруд — это тот самый водоем с кувшинками Клода Моне. Только Паруйр Давтян превратил цветы в кувшины, расставленные на глади не воды, а холстов в импрессионистическом духе.

И наконец, на самом верху работает выставка «Календарь Pirelli 2020». Или точнее, все, что от некогда крутой, провокационной идеи календарей Пирелли осталось. Перед нами скучная политкорректная экспозиция фотографа Паоло Роверси «В поисках Джульетты». Грустные голливудские кинодивы одним своим обреченным видом призывают нас забыть о привлекательности женских тел и сосредоточиться на красоте духовной. Хорошо, что из этого храма чистоты так легко вернуться в яркие и разнузданные 1980-е.

Мультимедиа Арт Музей
Паскаль Мэтр. Репортажи
Паоло Роверси. В поисках Джульетты. Календарь Pirelli 2020
Александр Стринадко. Накануне перестройки
Паруйр Давтян. Откровение чудесного пруда
Валерий Чтак. Могло бы быть гораздо хуже
Ксения Цыкунова. Ютьюбифул
Артем Голощапов. Нелепое равновесие

Выставки работают до 28 марта

Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью
Тень души, но заостренней чуть

Выставки работают до 30 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+