18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В темпе «медленно, но крайне живо»

№87
Материал из газеты

Даниэль Арасс вгляделся в шесть знаменитых картин и рассмотрел в них то, чего не видели другие — включая, возможно, самих художников

Сборник статей Даниэля Арасса «Взгляд улитки. Описания неочевидного» — книга экстравагантная. Прежде всего по стилю: каждый из шести текстов, посвященных одному шедевру старой европейской живописи, написан в форме горячего, раздумчивого или комического диалога автора с племянницей Джулией, с самим собой, с читателем, с ученым занудой. Вот их фрагменты: «На самом деле ее грива — это новообращенный треугольник лобка, болваны!», «„Венера Урбинская“ — это пин-ап?», «Веласкес — предтеча Канта? Перестань!»

Несмотря на пристрастие взбадривать читателя шокирующими фразочками, сам Арасс — именно ученый зануда. Он до мельчайших подробностей рассматривает картины и приводит о них массу сведений. Причем зануда амбициозный: о шедеврах, в которые он пристально всматривается, до него уже были написаны сотни исследований. С некоторыми авторами он соглашается, на других фыркает, но всех в конечном счете обставляет, ибо они не смогли увидеть открывшийся только ему, Арассу, истинный смысл великих картин.

Спорить с авторитетами он имеет право: всемирно известный ученый, специалист по Ренессансу, автор десятков научных статей и книг, долго преподавал в Сорбонне. Родился в 1944-м, умер в 2003-м. Его книга «Ничего не видеть. Описания», переименованная в нынешнем русскоязычном издании во «Взгляд улитки. Описания неочевидного», впервые вышла в 2000 году. И по стилю она, конечно, устарела. Сейчас принято писать об искусстве гораздо суше, а главное, невозможно представлять женщин только как объект мужского вожделения. Если в случае «Венеры и Марса, застигнутых Вулканом» Тинторетто и «Венеры Урбинской» Тициана сам сюжет к тому склоняет, то глава о «Кающейся Марии Магдалине» того же Тициана кажется запредельно игривой, «на грани непристойности», говоря словами Арасса.

Но серьезные искусствоведческие исследования не устаревают; они, как считает сам автор книги, помогают думать и прочно входят в историю картины. В главе о «Менинах» он как раз много пишет об исследователях великого творения Веласкеса, отчаянно споря с Мишелем Фуко, посвятившим картине первую главу «Слов и вещей». Лучшие, самые интересные и не перегруженные прибаутками главы книги Арасса — о «Поклонении волхвов» Брейгеля и «Благовещении» Франческо дель Коссы — наверняка войдут в историю этих картин. Отталкиваясь от взгляда чернокожего волхва Гаспара и местоположения улитки на краю картины дель Коссы, Арасс невероятно пристально всматривается в изображенное и делает интереснейшие наблюдения, предположения и выводы, проявляя великолепную эрудицию.

«Невозможно извне понять уникальность произведения. Понимание замысла художника можно почерпнуть только в самой картине», — повторяет автор. Честно сказать, погружаясь с ним в картину, не всегда можешь оттуда выплыть, теряешь где-то нить рассуждений и сопоставлений. Вот ясно же, что «в действительности улитка не является Девой, так и это „Благовещение“, на которое вы смотрите, не является Благовещением, произошедшим в Назарете». Однако на уточнении «в том, что вы видите, вы не видите того, на что смотрите и чего ждете от того, на что смотрите, — невидимого, проникшего в видимое» — тормозите.

Возможно, такое непонимание возникло из-за перевода. Он вполне хорош, но есть вопросы. Читаем: «Это человек средних лет, одетый во все черное, нам не видно его бородатое лицо», — и тут же рассматриваем (в книге много иллюстраций) лицо этого персонажа «Поклонения волхвов», которого Арасс считает самим Брейгелем, хотя и признается, что оснований для этого не имеет. Или еще: «Начнем с того, что Агнессу мы практически никогда не видим с распущенными волосами». А как же знаменитая «Святая Агнесса и ангел, укрывающий ее покрывалом» Хосе де Риберы и десятки других простоволосых Агнесс? Может быть, Арасс написал как-то точнее? Это не придирки к хорошо изданной книге — просто ее автор приучил быть внимательными. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+