18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия лидирует в контрабанде искусства

№86
Материал из газеты

Но всё не так плохо: общие цифры по миру незначительны

Всемирная таможенная организация (World Customs Orga­ni­za­tion) опубликовала очередной ежегодный (выходит с 2015 года) доклад о международной преступности. В нем фиксируются и анализируются, в частности, правонарушения, связанные с перемещением культурных ценностей.

Из 227 случаев, выявленных в мире в 2019 году, 133 (58,5%) произошли в России: 101 раз ценности пытались из страны незаконно вывезти, 32 — ввезти. Из 68 предметов живописи и графики, изъятых таможенными службами, 53 изъяты на российской границе. Надо отдать должное бдительности наших пограничников и компетентности таможенной службы.
Культурное наследие является более сложным для анализа предметом контрабанды, чем другие категории товаров. В этой области еще нет унифицированной отчетности: одни страны сообщают общую статистику, другие — описание конкретных случаев. Однако разрыв между преступлениями, связанными с культурным наследием, с одной стороны, и контрабандой наркотиков, контрафакта, алкоголя и табака — с другой, настолько велик, что погрешности не влияют на общую картину. Несмотря на громогласные заявления некоторых официальных лиц о том, что незаконная торговля древностями давно превратилась в многомиллиардную индустрию, это не так.

Преступления на ниве культурного наследия настолько незначительны, что они едва-едва регистрируются радарами таможни: в 2017 и 2019 годах они составили всего 0,22% всех расследований и изъятий, в 2018-м — 0,08%. Из 102 214 дел, расследованных таможнями разных стран в 2019 году, только 227 касались культурных ценностей. Для сравнения: наркотики таможня «ловила» 36 264 раза, контрафактный товар, в том числе медикаменты — более 28 000 раз.

Несмотря на почти трехкратное увеличение таможенных нарушений, связанных с культурой (с 0,08 до 0,22%), количество уголовных дел в этой сфере снизилось с 260 до 227, а объем изъятых предметов упал с 22 462 до 9399. Это объясняется аномально результативным 2018 годом, когда всего один арест дал более 10 тыс. монет.

Число стран, предоставивших информацию, увеличилось с 23 в 2018-м до 34, среди присоединившихся к «клубу» — Афганистан, Куба, Перу и Чили. В целом в мире картина с контрабандой искусства спокойная: за год фиксируется лишь несколько вопиющих случаев, остальное — незначительные происшествия. Изымают (цитаты из доклада) «7 монет и 3 ложки», «шерстистый бивень мамонта», «49 фарфоровых статуэток», «13 медных монет» и «3 золотые монеты общим весом 16 г». Самая крупная находка — 2963 византийские монеты — была обнаружена в автомобиле на хорватской границе 17 апреля 2019 года. Монеты оценили в $324 148. Гражданина Турции, везшего их, оштрафовали на €13 тыс. Для сравнения: незаконные лесозаготовки приносят контрабандистам по $15 млрд в год.

Даже в такой вроде бы горячей области, как торговля археологическими артефактами, число изъятых вещей снизилось с 250 в 2018 -м до 130 в 2019-м. Несмотря на опасения по поводу награбленных вещей из Сирии и Ирака, эти страны не фигурируют в докладе существенным образом.

Основным транспортом контрабандистов остаются самолет и автомобиль: на каждый приходится 100 случаев правонарушений. Лидирует автомобиль: с его помощью пытались перевезти более 6 тыс. единиц искусства, в то время как самолетом — менее 2 тыс., морским путем — менее 1 тыс.

Среди стран лидерами по контрабанде культурных ценностей являются Россия (133 случая), Украина (14), Кипр (10), Куба (7), Чили (7), Перу, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (по 3–4 на каждую). На их долю приходится 80,1% правонарушений. Показатели России высоки стабильно (в 2018-м было зафиксировано 132 случая). 

Всемирная таможенная организация отмечает не только случаи реальной контрабанды, но и курьезы. Так, 1 июля 2019 года пограничные силы Великобритании изъяли в аэропорту Хитроу два сундука из Бахрейна с двумя сотнями глиняных предметов: месопотамскими клинописными табличками, статуэтками, сосудами и печатями. Позже выяснилось, что все это подделки, но в доклад они вошли. Самое серьезное наказание за контрабанду искусства — 30 лет тюрьмы — получил в начале 2020 года житель Египта Рауф Бутрос-Гали (брат экс министра финансов и племянник экс-генсека ООН). Он пытался вывезти в Италию более 20 тыс. древних артефактов, добытых черными археологами, но груз был задержан в порту Салерно.

В докладе говорится, что «рост некоторых видов незаконной торговли нередко отражает усовершенствованные методы обнаружения контрабанды, а не подлинный всплеск преступности». Как считают составители, он вполне объективно отражает соотношение разных видов правонарушений.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+