The Art Newspaper Russia
Поиск

Завершается реставрация в квартире, где родился и жил Иосиф Бродский

Двадцатилетняя история близится к финалу, хотя коммунальная квартира по-прежнему расселена не полностью

К концу ноября — началу декабря реставрационные работы в бывшей коммунальной квартире в доме Мурузи на Литейном проспекте окончатся. Это финальный этап истории, длящейся более 20 лет. Организаторы проекта рассчитывают уже в начале следующего года принимать экскурсии в помещении музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского». 

«Мы взяли курс на точную реставрацию с сохранением максимальной подлинности, — рассказывает Михаил Мильчик, искусствовед, председатель совета Фонда создания музея Иосифа Бродского, друг поэта. — Самую большую и сложную задачу — возвращение исторических полов в полутора комнатах — мы уже выполнили, сохранив буквально до сантиметра все фрагменты паркета, так что пол выглядит как при Бродских. Утраченные элементы воссоздали, но они другого цвета, и посетители сразу смогут отличить, где подлинное, а где замена».

Ранее фонд при поддержке властей города выкупил у прежних владельцев почти все комнаты (кроме одной, которую до сих пор занимается бывшая соседка поэта) в надежде сделать здесь музей-квартиру. Но в силу разных причин эту мечту долго не удавалось осуществить. Два года назад квартиру, соседнюю с коммуналкой Бродских, выкупил девелопер Максим Левченко. Он предложил кардинально иное решение проблемы: объединить две квартиры в единое пространство, частью которого станет музей. Левченко удалось найти общий язык с фондом и договориться о совместной работе; он же взял на себя все финансовые расходы. Весной прошлого года Максим Левченко учредил и возглавил частное учреждение культуры «Музей „Полторы комнаты Иосифа Бродского“». Автором окончательного варианта проекта реставрации, реконструкции и приспособления двух квартир стал московский архитектор Александр Бродский.

Из-за того, что в одной из комнат живет бывшая соседка, статус всей исторической квартиры не изменился: это по-прежнему коммуналка. Сейчас соседку от музея отделяют надежные перегородки.

В мемориальном пространстве уже выполнены основные реставрационные работы: проведена очистка полов, стен, дверных и оконных проемов, завершается реставрация потолочной лепнины, отреставрирован паркет. Стенам и лепным настенным панелям в комнате родителей поэта возвращена историческая окраска. В комнате же самого Иосифа Бродского колер, который был там при его жизни, не сохранился. Но реставраторам удалось расчистить стены до момента постройки дома, и было решено воссоздать оригинальную покраску на своего рода шторах — их можно будет приподнять, чтобы посетители могли увидеть, как выглядели эти стены в конце XIX века.

В частной квартире Максима Левченко завершается ремонт и приспособление пространства. Здесь предполагается открыть библиотеку, небольшой зал для разного рода мероприятий. Отсюда же можно будет пройти в музей.

Что касается наполнения последнего, то принято решение не восстанавливать прежнюю обстановку. Но посетитель все-таки сможет увидеть, как выглядели эти комнаты при жизни поэта. Для этого нужно будет нажать кнопку на пульте управления — и проектор воспроизведет увеличенные исторические фотографии. Есть также предварительная договоренность с музеями Анны Ахматовой и истории Санкт-Петербурга, что те, при условии выполнения необходимых требований, передадут во временное пользование «Полутора комнатам» некоторые подлинные вещи Бродских: письменный стол, шкаф, книжную полку. Когда будут установлены сигнализация и система контроля температурно-влажностного режима, Музей Анны Ахматовой планирует передать сюда, также временно, второй американский кабинет нобелевского лауреата. 

Материалы по теме
Просмотры: 1738
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
3
Арт-рынок на перепутье между старыми и новыми именами
Сможет ли портрет Боттичелли, выставленный на торги за $80 млн, стимулировать спрос в верхнем сегменте рынка? Или первенство останется за современным искусством и новыми именами?
19 января 2021
4
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
5
Искусство в галереях
Самое время со всеми мерами предосторожности прогуляться по новым, только что открывшимся выставкам в московских галереях. Представляем проекты, которые стоит посмотреть.
20 января 2021
6
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями.
18 января 2021
7
Google Arts & Culture запустил проект о сокровищах Египта
Создатели новой онлайн-платформы стремятся рассказать об объектах, традиционно являющихся предметом научного изучения, в доступной и интересной форме.
19 января 2021
8
Полиция нашла украденного «Спасителя мира» в неаполитанской квартире
Копия картины Леонардо, проданной за $450 млн, была похищена в прошлом году из музея при церкви Сан-Доменико Маджоре.
21 января 2021
9
Выставка «Невинные шалости. #Технорококо» проходит в галерее JART
В московской галерее JART открылась выставка молодого художника Владимира Карташова «Невинные шалости. #Технорококо. Праздник — стиль — манифест». Куратором этого проекта на стыке искусства и театра выступил Сергей Хачатуров.
18 января 2021
10
Неизданная обложка комикса о Тинтине продана за рекордные €3,2 млн
Организация, управляющая наследием Эрже, раскритиковала продажу рисунка с Тинтином для обложки альбома «Голубой лотос» 1936 года.
18 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru