The Art Newspaper Russia
Поиск

Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар

Катя, с чего все началось?

Ко мне пришла директор фестиваля «Территория» Екатерина Якимова и сказала, что у известного журналиста Сергея Николаевича есть идея выставки об актрисе Алле Демидовой. Он как раз выпускает посвященную Демидовой книгу и хотел бы приурочить к этому событию выставку.

Наверное, у него было много архивных фотографий, съемки спектаклей, может быть, театральные костюмы. Почему вы просто не развесили все это по стенам?

Фотографий было немало, но столь шаблонное решение было бы недостойно выдающейся актрисы Аллы Демидовой. Она оказала на меня, на моих друзей, на все наше поколение, выросшее в позднем СССР, огромное влияние. У всех, кто работал над этим проектом, был очень личный посыл. Я помню игру Аллы Демидовой в «Стакане воды» (советская экранизация одноименной пьесы Эжена Скриба вышла на экраны в 1979 году. — TANR). Она очень выделялась. Я была ребенком и не понимала, почему именно ее игра казалась явлением, но было ясно, что это не как обычно, не как положено, что-то очень своеобразное. В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Демидова. Впоследствии, когда я стала художником, быть не такой, как все, стало моей личной программой. И очень важно, что я ее в детстве увидела.

Короче, если уж мы решили делать трибьют Алле Демидовой, то надо было постараться создать именно свой проект о Демидовой и для современной аудитории. Я пригласила очень интересных авторов к сотрудничеству, и благодаря фестивалю «Территория» мне удалось сделать проект в коллаборации с выдающимися музыкантами, режиссерами — и даже с самой Аллой Демидовой!

Я всегда работаю в жанре site-specific и в случае проекта «Демидова фест 2020» шла от пространства галереи. «ГРАУНД Солянка» — это площадка современного искусства с фокусом на междисциплинарность и экспериментальные художественные формы. Мы специализируемся на синтезе искусств. Нам интересно, когда разные художники в широком понимании слова — актеры, хореографы, сценографы, певцы, перформеры — переходят грани, традиционно очерченные для их творческой профессии, и делают то, что никогда не делали, или совершенствуются в чем-то новом для себя и для аудитории.

Пространства для Демидовой в «ГРАУНД Солянке» было явно маловато. Тогда мы переместили офис и открыли для публики выставочный зал второго этажа. Здесь будет работать объемная аудиовидеоинсталляция «Демидова. Жест». Автор идеи — Илья Шагалов, а хореограф и исполнитель главной роли — «рук Демидовой» — Анна Абалихина. В 2009 году Илья был на мастер-классе Демидовой, где она делилась своей техникой работы с аудиторией. Он обратил внимание, что она пользуется руками как маг, и в видеоинсталляции он исследует уникальную пластику актрисы. Видео будет сопровождаться многоканальной музыкальной инсталляцией композитора Дмитрия Курляндского и саунд-артиста Олега Макарова, которые трансформируют голос актрисы в музыкальное произведение.

На первом этаже развернется инсталляция «Демидова. Голос». Мы взяли отрывки из пяти ее спектаклей и под каждый отрывок построили небольшое пространство, добавили динамический свет. Суть заключается в том, что Демидова везде звучит по-разному, и ее актерский дар проступает тем сильнее, что мы судим о нем лишь по голосу, вне визуального ряда.

И наконец, третья инсталляция, тоже расположенная на первом этаже, — «Демидова. Дом». Откровенно говоря, я не хотела брать на выставку материальные экспонаты. Но Сергей Николаевич привел меня к Алле Сергеевне в гости, в ее удивительную квартиру на Тверской, полную разных чудес, и то, как она рассказывала о зонтике, подаренном Параджановым, или о томике Ахматовой, было мне интересно, и я подумала, что если ей интересно рассказывать, а мне интересно слушать, то и нашей аудитории это будет интересно. В результате мы отправили к Алле Сергеевне съемочную группу, которая записала ее истории о вещах. Алла Сергеевна отобрала девять предметов, для которых мы делаем специальные витрины и будем их демонстрировать вместе с видеовоспоминаниями хозяйки.

Сама Демидова на выставку придет?

Только один раз — 29 октября на презентацию книги Николаевича. Ей уже много лет, и надо ее беречь, особенно в наши тревожные времена. Но работать с ней было удивительно легко. Она была в курсе всего, что мы придумали, и со всем соглашалась: «Делайте с моим материалом все что хотите». Никакой цензуры или запретов. «Показывайте меня так, а не эдак. Возьмите другие мои спектакли!» — ничего этого не было совершенно.

У вас же наверняка будет культурная программа?

Ее ключевым событием будет мини-спектакль «Территория Гамлет». Известно, что Гамлет для Демидовой — особый герой, она долго шла к нему. Наш «Гамлет» — это оммаж великой актрисе. В постановке принимают участие композитор Алексей Сюмак и хормейстер Арина Зверева. Этим событием мы закроем наш фестиваль.

Более подробная информация о проекте и билеты — на сайтах фестиваля «Территория» и галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка».

Материалы по теме
Просмотры: 1190
Популярные материалы
1
Бруклинский музей и Netflix запустили совместный проект «Королева и корона»
Виртуальная выставка показывает костюмы к свежему сериалу «Ход королевы» о молодой шахматистке и четвертому сезону сериала «Корона», где появляются принцесса Диана и Маргарет Тэтчер.
27 ноября 2020
2
Харассменту тут не место
Британские институции прекращают сотрудничество с коллекционером Энтони д’Оффе, обвиненным в харассменте.
27 ноября 2020
3
Трудно представить себе Пушкинский музей без Ирины Антоновой
Деятели культуры скорбят по легендарному музейному директору.
01 декабря 2020
4
Ирина Антонова. Жить в искусстве
Умерла Ирина Александровна Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
01 декабря 2020
5
Музеи России о финансах, посетителях и надеждах
Опросив более 20 российских музеев, мы предприняли попытку разобраться с тем, как в них расценивают последствия первого карантина, каковы реалии в настоящий момент и чего можно ждать от ближайшего будущего.
30 ноября 2020
6
От а до я советского искусства на торгах «Совком»
Московский аукционный дом проводит последние в этом году торги, соединив серьезные находки с легкой подборкой новогодней тематики.
30 ноября 2020
7
«Гараж» представил публичную программу к проекту Томаса Сарасено
Проект «Движущие атмосферы» Томаса Сарасено можно увидеть в музейном атриуме в рамках программы Garage Atrium Commission и во время карантина.
26 ноября 2020
8
Более половины музеев США сократили или отправили своих работников в неоплачиваемый отпуск
Американские музеи ожидают, что финансовые потери составят 35% прогнозируемого дохода к концу 2020 года и еще 28% чистого операционного дохода в 2021 году.
27 ноября 2020
9
Василий Успенский: «Личность Рафаэля значила не меньше его искусства»
Государственный Эрмитаж 10 декабря открывает грандиозную выставку «Линия Рафаэля. 1520–2020», посвященную влиянию художника на мировой арт-процесс на протяжении 500 лет. О ее подтекстах и смыслах рассказывает один из кураторов — Василий Успенский.
02 декабря 2020
10
LG и Пушкинский: союз искусства и технологий
Проект «LG SIGNATURE x Пушкинский музей» продолжает заданную брендом инициативу по поддержке российских музеев.
03 декабря 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru