18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной

№85
Материал из газеты

В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна

Самарский Музей модерна находится в образцовой для русского ар-нуво усадьбе Александры Курлиной. Построена она была в 1903 году по проекту Александра Зеленко, тогда молодого архитектора, сотрудничавшего с Федором Шехтелем, работавшим в Самаре и Москве. На первом этаже здесь расположена постоянная экспозиция — интерьеры в том же, что и особняк, стиле, на втором — выставочное пространство. Так что лучшего места в городе для выставки «Стихии Анны Голубкиной» не найти.

Ведь имя первой русской женщины-скульптора Голубкиной (1864–1927) ассоциируется прежде всего с русским модерном и культурой Серебряного века, и не только из-за характера ее работ, но и потому, что героями ее лучших скульптурных портретов были люди этого века: Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов и Алексей Ремизов. Голубкину принято характеризовать как мастера психологического портрета, но это определение слишком скучное для нее. В ее экспрессивных до нервности работах модель не застывает в образе, а как будто старается вырваться из мучительного плена материала. Однако на выставке показаны не только вещи модерна, а, как написано на сайте музея, «все этапы и направления более чем тридцатилетнего творческого пути мастера во всем их многообразии — импрессионизм, символизм, экспрессионизм, увлечение искусством Древнего Египта, Месопотамии и Греции». Среди них — вещи из мрамора, металла, гипсовые отливки, а также камерные произведения — камеи из слоновой кости.

Работы Голубкиной на выставку предоставили Государственная Третьяковская галерея, ее самарский филиал и Самарский областной художественный музей. Проект поддержан галереей «Виктория» и Леонидом Михельсоном.

Голубкина была женщиной суровой, депрессивной (в молодости у нее были попытки суицида), но характер имела сильный. Девушка из бедной старообрядческой семьи провинциального Зарайска смогла преодолеть огромные трудности и предрассудки, учиться профессии в Москве и Париже, у Огюста Родена, чье влияние на ее раннее творчество очевидно. Но во многих работах, показанных на выставке, в том числе в акварелях растений средней полосы, проявляются и тонкость, и нежность, столь для творчества Голубкиной характерные.

Выставка состоит из пяти разделов: «Рождение стиля», «Портреты», «Мастер и материал», «Зарайский сад» и «Зарайские сфинксы». Первые три показывают знаменитые работы, последние два посвящены ее родному и любимому городу. Скульптура «Старая» 1908 года из тонированного мрамора — один из шедевров на выставке. Платок покрывает голову старухи как головной убор египетского фараона; у женщины глубоко запавшие глаза и ироничная улыбка-усмешка. Это необычное для своего времени произведение поистине новаторское и предвосхищает тенденции в пластике ХХ века.

Выставка сопровождается большой образовательной и просветительской программой. В образовательном центре Третьяковки в Самаре проходят ридинг-группы и мастер-классы.

Музей модерна
Стихии Анны Голубкиной
Выставка продлена до 7 февраля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+