The Art Newspaper Russia
Поиск

Победитель конкурса «Премия Джамиль» Айше Эге: «Стамбул — это всегда женщина, которая живет и чувствует»

В Новом Манеже с завтрашнего дня открывается для публики выставка победителей и финалистов британского международного конкурса искусства и дизайна «Премия Джамиль», третьего по счету. Идея премии возникла после реконструкции зала исламского искусства Музея Виктории и Альберта в 2006 году как способ установления культурного диалога между Западом и Востоком в широком смысле. В Новом Манеже представят более 20 работ, созданных художниками и дизайнерами из Азербайджана, Индии, Ливана, Марокко, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции и Франции. Мы поговорили с победителями конкурса этого года — модельерами и основателями марки одежды Dice Kayek сестрами Эдже и Айше Эге. На выставке будут представлены три их работы — платья (на фотографии слева направо) «Кафтан», «Айя-София» и «Купол-I».

Не могли бы вы подробнее рассказать о концепции вашей серии «Контрасты Стамбула»?

Эдже Эге: Основной идеей для нас стало культурное и архитектурное наследие Стамбула; это богатый культурами разных цивилизаций город. Когда ты живешь там, вдохновляет все вокруг, в особенности архитектура: как здания современного города, так и древние дворцы, музеи, мечети и церкви.

Айше Эге: «Контрасты Стамбула» — это коллекция из 22 предметов одежды, каждый из которых представляет один из символов Стамбула, какое-либо конкретное место или атрибут города.

Эдже Эге: Платье «Айя-София», которое будет показано на выставке, посвящено знаменитому одноименному собору. Сейчас это музей, однако это был крупнейший христианский храм, а позднее мечеть. Внутри можно увидеть великолепные византийские мозаики, а в алтарном своде сохранилось мозаичное изображение архангела Гавриила. Так вот наша работа повторяет его плащ.

Айше Эге: Мы использовали около 6620 дутых стеклянных бусин XIX века, которые нашли в одном парижском антикварном магазине; ими вручную расшито платье.

Эдже Эге: Купол — самая распространенная архитектурная форма в мечетях Стамбула, и эта конструкция и объем подтолкнули меня к созданию платья из белой египетской органди (прозрачная хлопчатобумажная ткань. — TANR). В нем присутствует архитектурный момент в жесткой структуре кринолина и круглящейся форме рукавов. «Купол-III» из этой же серии (его на выставке не будет) построен на контрасте круглой, очень женственной формы мечети и мужественного вертикального минарета — в Стамбуле все контрастно, но сосуществует в гармонии.

Айше Эге: Для «Кафтана» мы взяли за образец настоящий кафтан султана Сулеймана Великолепного, хранящийся во дворце Топкапы.

Эдже Эге: Он очень простой. Обычно кафтаны обильно украшены мехом, вышивкой и так далее, но этот, который носил один из величайших правителей Османской империи, настолько чистый по форме, что его можно было бы надеть сегодня, если бы это было возможно: он очень современный. Таким образом, мы взяли новаторскую идею этого символического предмета одежды и создали свой «Кафтан».

Внутри всех платьев скрывается архитектурная структура, каркас. Ткань не держит форму, она текучая, к тому же существует гравитация. Создание платьев на самом деле во многом было инженерным процессом.

Вы воспринимаете свои работы в большей степени как искусство или как моду?

Эдже Эге: Это совсем не мода, наоборот, это художественный и инженерный процесс. Это вневременные вещи: их можно надеть, но они для этого не предназначены. Они созданы для того, чтобы на них смотреть и думать, проводить параллели с городом.

Айше Эге: Многие назвали это «носимым искусством», несмотря на то что носить его нельзя.

Большинство предметов вашей коллекции — платья, наверное самый женственный предмет одежды. Почему вы выбрали его для презентации Стамбула?

Айше Эге: Стамбул — абсолютно женский город, его всегда называют «она». Когда ты говоришь «Стамбул», это всегда женщина, которая живет и чувствует.

Что для вас значит получение премии «Джамиль»?

Эдже Эге: Это суперпрестижная премия, особенно для модного дизайнера. Когда сравниваешь моду и искусство, искусство неизменно оказывается выше. Мне не нравится мода. Я ее делаю, это моя работа, но это «быстрая мода»: производство, доставка, потом ты это надеваешь, потом выбрасываешь, и по новой. Это безумие. Мода, особенно в XXI веке, не воодушевляет на то, чтобы творить, быть изобретательным, делать что-то и носить что-то абсолютно новое, уникальное. Все очень друг на друга похоже. Ты не можешь производить то, чего ты желаешь, а в этих произведениях можешь. Премия «Джамиль» придает нам смелости и уверенности, чтобы продолжать создавать искусство, не только платья. Возможно, мы будем заниматься другими вещами в рамках современного искусства, которое я очень люблю. Оно становится все более и более волнующим и занимает все более серьезное место в мире. Несмотря на экономический кризис, у него есть своя ниша.

Просмотры: 3084
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
5
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
6
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
7
Beat Film Festival покажет фильмы об искусстве
Показы пяти документальных картин пройдут в летнем кинотеатре музея «Гараж» с 1 по 10 июня. Среди них — нашумевшие ленты Аньес Варда и художника JR, Натаниеля Кана и других.
19 апреля 2018
8
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
9
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
10
Утром — деньги, вечером — Харинг?
Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил.
24 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru