18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вим Вендерс, Энни Лейбовиц и другие знаменитости переосмысляют работы Картье-Брессона

№84
Материал из газеты

В Палаццо Грасси на выставке «Анри Картье-Брессон. Большая игра» представляют взгляд на наследие фотографа через оптику звездных кураторов

В 1972 году в Хьюстоне коллекционеры фотографии Джон и Доминик де Менил попросили Анри Картье-Брессона собрать свою «Большую игру» — группу работ, которые великий французский фотограф, автор метода «решающий момент», считал своим «избранным». В подборку вошли и фотографии, вдохновленные творчеством монпарнасских художников-сюрреалистов, и случайные уличные сценки.

Оригинальная подборка французского фотографа экспонируется в венецианском Палаццо Грасси. Выставка стала возможной благодаря сотрудничеству Коллекции Франсуа Пино и Национальной библиотеки Франции при поддержке Фонда Анри Картье-Брессона, между собраниями которых разделены 385 произведений, изначально отобранных автором по просьбе де Менилов. «Сама по себе идея впервые в истории объединить на европейской выставке все произведения из этой выдающейся подборки была невероятно захватывающей», — говорит Мартен Бетено, директор Коллекции Пино.

Однако экспозиция не ограничивается демонстрацией архивов покойного фотографа. Посетителей ждет нечто гораздо более захватывающее и современное, поскольку куратор выставки Матье Юмери предложил пятерым видным деятелям создать собственные уникальные интерпретации творчества Картье-Брессона. Сокураторами Юмери стали миллиардер, бизнесмен, коллекционер и владелец музея Франсуа Пино, фотограф Энни Лейбовиц, кинорежиссер Вим Вендерс, писатель Хавьер Серкас и искусствовед Сильви Обена.

Юмери поручил кураторам выбрать из 385 фотографий по 50 штук и выдал им карт-бланш на интерпретацию их подборок без каких-либо тематических или хронологических ограничений. Это позволило, как отмечает Бетено, «создать совершенно новую „Большую игру“, и не просто новую, а такую, которая приумножает способы видеть творчество мастера».

Звезда американской портретной фотографии Энни Лейбовиц вспоминает, что открыла для себя творчество мэтра в юности, еще студенткой Института искусств Сан-Франциско, благодаря книге «Мир Анри Картье-Брессона», которая как раз тогда только что вышла из печати. Лейбовиц пишет в каталоге выставки: «Увидев работы Картье-Брессона, я захотела стать фотографом. Мысль о том, что фотограф может путешествовать по миру с камерой наперевес, смотреть, как живут другие люди, сделать смотрение своей миссией — и что это может быть твоя жизнь, — это была потрясающая, волнующая мысль». Лейбовиц вспоминает, как она разглядывала в книге две знаменитые фотографии Картье-Брессона: портрет французского художника Анри Матисса в окружении его белых голубей и тщательно выстроенную композицию, изображающую веселый пикник на высоком берегу французской реки. Обе вошли в ее подборку. Она называет Картье-Брессона «интуитивным мастером композиции».

Германский кинорежиссер и фотограф Вим Вендерс использовал в качестве источника вдохновения свою единственную встречу с Картье-Брессоном, состоявшуюся в Париже в конце 1980-х. «Когда все начали расходиться, он предложил подвезти меня до гостиницы. Внезапно мы оказались вдвоем в его маленьком автомобиле, только он и я, — пишет Вендерс. — Я смотрел на него. Он казался таким прозрачным, мягким и добрым, а еще немного хрупким». Они промолчали всю поездку: Вендерс так и не смог преодолеть смущение. «Почему я не спросил его ни о чем? — пишет режиссер. — Молчаливый силуэт за рулем автомобиля до сих пор встает у меня перед глазами, когда я смотрю на его фотографии. Но его лицо не ответит на мой вопрос. Теперь уже ничто не сделает этого, кроме его фотографий».

Палаццо Грасси, Венеция
Анри Картье-Брессон. Большая игра
До 20 марта 2021

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+