The Art Newspaper Russia
Поиск

Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»

Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ

Из реставрационной мастерской при Библиотеке, художественной галерее и ботанических садах Хантингтона в калифорнийском Сан-Марино «Мальчик в голубом» (около 1770) кисти Томаса Гейнсборо должен был вернуться в экспозицию еще весной, однако из-за пандемии COVID-19 встречу с шедевром пришлось отложить на несколько месяцев.

Исследовательский проект стартовал в 2013 году, когда в команду Художественной галереи Хантингтона вошла Кристина О’Коннелл, ставшая здесь первым штатным реставратором живописи. Она обследовала всю коллекцию музея, проведя оценку состояния приблизительно 600 картин. Самая знаменитая часть собрания — портретная галерея Торнтона, где экспонируются ростовые портреты в британском «большом стиле», в том числе полотно «Мальчик в голубом», на котором изображен уверенный в себе подросток в атласном костюме, позирующий на фоне сельского пейзажа. В 1921 году американский железнодорожный магнат Генри Хантингтон приобрел картину у дилера Джозефа Дювина за $728 тыс., что сделало ее самым дорогим произведением живописи на тот момент.

В 2017 году О’Коннелл и младший куратор британского искусства Мелинда Маккерди тщательно обследовали произведение при помощи новейших технологий, в том числе инфракрасной рефлексографии и серии рентгенограмм высокого разрешения, соединенных вместе. Выяснилось, что картине требуется серьезная реставрация: необходимо было исправить ряд структурных недостатков, укрепить отслаивающиеся краски и снять слои потемневшего лака.

Неожиданно обнаружился старый разрыв длиной 28 см в левой нижней части холста. «Видимо, разрыв появился в начале XIX века, — говорит Маккерди. — В этот период картину несколько раз экспонировали, и я думаю, что холст порвался при транспортировке». По словам О’Коннелл, разрыв был заделан столь тщательно, что она ограничилась лишь тем, что удалила с этого участка позднейшие записи. 

О’Коннелл посвятила работе с картиной полтора года, в том числе 12 месяцев в мини-мастерской, оборудованной прямо в галерее Торнтона. Сопровождавшую реставрацию небольшую выставку посетило более 217 тыс. человек, которые  могли наблюдать за ходом работ. О’Коннелл начала их с укрепления отслаивавшихся участков красочного слоя, используя тончайшие соболиные кисти и хирургический микроскоп. Затем она очистила поверхность картины при помощи стерильных зондов-тампонов, пропитанных растворителем. Постепенно были раскрыты оригинальный светло-голубой цвет костюма (судя по всему, бального) и потемневшие детали пейзажа в левой нижней части картины (прежние, более давние съемки в рентгеновских лучах обнаружили на полотне изображения, записанные самим автором, — мужской портрет и фигуру собаки). Финальный этап включал починку мелких разрывов полотна, заделку трещин на подрамнике. 

О’Коннелл работала не только с полотном, но и с его резной позолоченной рамой. Хотя это и не оригинальная рама XVIII века, в которой картину доставили Хантингтону, она была создана в тот же период. «Мы скорректировали внутренний периметр рамы, — рассказала реставратор, — и добавили защитные материалы, чтобы хрупкие края холста не соприкасались непосредственно с краями рамы». Для их разделения использовали барьерную пленку.

О’Коннелл говорит, что осталась довольна ходом реставрации, но предупреждает, что результаты ее труда заметят единицы: «Моя работа сделана качественно, если она незаметна». 

Материалы по теме
Просмотры: 1820
Популярные материалы
1
Страсти по Шекспиру разгорелись в Канаде
Сейчас собирается все больше фактов в пользу того, что на «Портрете Сандерс» изображен именно Шекспир.
17 ноября 2020
2
Арестованы трое подозреваемых в «краже века» из музея в Дрездене
Более 1600 полицейских приняли участие в операции в Берлине, чтобы раскрыть крупную кражу из дрезденских «Зеленых сводов», случившуюся год назад.
17 ноября 2020
3
Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн
«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс.
20 ноября 2020
4
Выставка Василия Клюкина «Теория обратного взрыва» проходит в Барвихе
Банкир и девелопер, ставший успешным скульптором с международными проектами — Василий Клюкин потратил на это превращение десять лет. Сегодня его представляет одна из крупнейших британских галерей, а произведения покупают коллекционеры со всего мира.
19 ноября 2020
5
Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы
В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства.
18 ноября 2020
6
Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе
Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу.
19 ноября 2020
7
В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend
Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские.
20 ноября 2020
8
Египетские археологи сделали крупнейшее открытие 2020 года
На территории древнего некрополя Саккары под Каиром нашли более 100 саркофагов.
19 ноября 2020
9
Их выставлял Овчаренко
Владимир Овчаренко открыл выставку, посвященную 30-летию своей галереи, первую в юбилейном цикле.
18 ноября 2020
10
В Хьюстоне завершен музейный проект стоимостью свыше $450 млн
Хьюстонский музей изящных искусств (MFAH) открывает 21 ноября новое здание Киндер-билдинг.
20 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru