The Art Newspaper Russia
Поиск

Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук

В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева владеет домом Константина Мельникова (1890–1974) в Кривоарбатском переулке, где открыт Музей Константина и Виктора Мельниковых, и архивом архитектора. Елизавета Лихачева и Павел Кузнецов, директора этих двух музеев, вправе чувствовать моральную ответственность за сохранность его наследия. Хотя юридическую ответственность за памятники несут владельцы зданий — объектов культурного наследия регионального значения. А насколько исправно они исполняют свои обязанности, должен следить Департамент культурного наследия города Москвы. В теории все хорошо, на практике — по-разному. Вот что показал осмотр журналистами под предводительством Лихачевой и Кузнецова четырех зданий авторства Мельникова.

Самая обнадеживающая ситуация с клубом завода «Каучук», построенным на Плющихе в 1929 году. Шестьдесят лет он так и оставался клубом, так что за его физическим состоянием следили. В 1950-е годы пережил капитальный ремонт с украшательством: был расписан потолок зрительного зала, интерьеры получили лепной декор, то есть архитектуру «формалиста», как тогда пометили Мельникова, обогатили в стиле сталинской эстетики. В 1987-м клуб был взят под госохрану, что не помешало многочисленным искажениям его облика, появившимся в результате переделок в 1990–2010-е годы, когда арендаторами стали «Арт-центр на Плющихе» и ресторан «Золотой дракон». Однако в этом году клуб передан в безвозмездное пользование Сеченовскому университету, и по его заказу научно-проектным реставрационным предприятием «Симаргл» проведены исследования для предстоящей реставрации. Проектные предложения можно увидеть в самом здании, пока находящемся в плачевном состоянии. Но есть надежда, что реставрация все же состоится и студенты-медики получат клуб-памятник.

А вот будущее клуба парфюмерной фабрики «Свобода» на Вятской улице, к сожалению, туманно. Уже три года здание, находящееся в собственности Москвы, наглухо закрыто и, как всякий бесхозный дом, постепенно разрушается. О последнем его арендаторе — ресторане «Суриков-холл» — напоминает приклеенный к фасаду баннер с изображением бархатно-золотого интерь­ера. Свидетели утверждают, что богатство обстановки «Суриков-холла» ослепляло. Так что достижения проведенной ООО «ИНТЭС» в 2004–2006 годах реконструкции-реставрации ресторан затмил; нынешняя бесхозность ее добивает, штукатурка отлетает от фасада кусками. Необходимо добавить, что та реставрация строго научной не была: часть первоначальных элементов здания восстановили, а часть, наоборот, уничтожили.

В целом этот клуб невезучий. Первоначальный проект, где вытянутая форма здания напоминала о цистернах, используемых в парфюмерном производстве, подвергался многочисленным изменениям. Например, вместо внешних пандусов появились лестницы, «цистерна» стала не круглой, а граненой, в зрительном зале вместо двух раздвижных перегородок осталась одна. В 1940–1950-е годы клуб был превращен во Дворец культуры им. М.Горького, до 1990-х там велась культмассовая работа — и делались ремонты, искажавшие первоначальный облик памятника.

Здание в Большом Сухаревском переулке было спроектировано для конторы Новосухаревского рынка и построено в 1926 году. Белая треугольная башня маяком возвышалась среди моря рыночных павильонов. Со временем рынок исчез, в башне селились различные конторы, и ее геометрическая красота уже никого не волновала. Хотя в начале 1970-х Мельников еще надеялся на ее реставрацию. Вообще, трудно себе представить, что чувствовал архитектор, наблюдая обветшание и перестройки его зданий, видя, как исчезают все его уникальные, продуманные и новаторские решения. В мае этого года право собственности на здание конторы, по сведениям Музея архитектуры, было зарегистрировано на имя Дмитрия Разумова, генерального директора группы ОНЭКСИМ. Охранник, следящий за обшарпанным объектом, уверяет, что башню планируют отреставрировать и вернуть ей первоначальный вид.

Гараж Госплана — одно из самых эффектных поздних (1936 года) творений Мельникова и его ученика Владимира Курочкина. Огромное, в четыре этажа, окно-фара делает здание запоминающимся. «Один „глаз“, смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, — и я обрел связь „формалистического“ подхода с самой сущностью из мира прекрасного» — без этой цитаты из дневников Мельникова не обходится никакая статья о гараже, который долгие годы так и оставался гаражом, утратившим башню главного фасада. В 1990-е он был частично приватизирован, пережил пожар и реставрацию. Сегодня здесь располагаются автомастерская, инженерная компания, типография, прием цветных металлов, два магазина. Выглядит здание вполне прилично, но ему явно нужна еще одна реставрация, исправляющая все упущения предыдущей. 

Материалы по теме
Просмотры: 1090
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
5
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
6
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
7
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
8
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
9
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
24 сентября 2020
10
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru