18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук

В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева владеет домом Константина Мельникова (1890–1974) в Кривоарбатском переулке, где открыт Музей Константина и Виктора Мельниковых, и архивом архитектора. Елизавета Лихачева и Павел Кузнецов, директора этих двух музеев, вправе чувствовать моральную ответственность за сохранность его наследия. Хотя юридическую ответственность за памятники несут владельцы зданий — объектов культурного наследия регионального значения. А насколько исправно они исполняют свои обязанности, должен следить Департамент культурного наследия города Москвы. В теории все хорошо, на практике — по-разному. Вот что показал осмотр журналистами под предводительством Лихачевой и Кузнецова четырех зданий авторства Мельникова.

Самая обнадеживающая ситуация с клубом завода «Каучук», построенным на Плющихе в 1929 году. Шестьдесят лет он так и оставался клубом, так что за его физическим состоянием следили. В 1950-е годы пережил капитальный ремонт с украшательством: был расписан потолок зрительного зала, интерьеры получили лепной декор, то есть архитектуру «формалиста», как тогда пометили Мельникова, обогатили в стиле сталинской эстетики. В 1987-м клуб был взят под госохрану, что не помешало многочисленным искажениям его облика, появившимся в результате переделок в 1990–2010-е годы, когда арендаторами стали «Арт-центр на Плющихе» и ресторан «Золотой дракон». Однако в этом году клуб передан в безвозмездное пользование Сеченовскому университету, и по его заказу научно-проектным реставрационным предприятием «Симаргл» проведены исследования для предстоящей реставрации. Проектные предложения можно увидеть в самом здании, пока находящемся в плачевном состоянии. Но есть надежда, что реставрация все же состоится и студенты-медики получат клуб-памятник.

А вот будущее клуба парфюмерной фабрики «Свобода» на Вятской улице, к сожалению, туманно. Уже три года здание, находящееся в собственности Москвы, наглухо закрыто и, как всякий бесхозный дом, постепенно разрушается. О последнем его арендаторе — ресторане «Суриков-холл» — напоминает приклеенный к фасаду баннер с изображением бархатно-золотого интерь­ера. Свидетели утверждают, что богатство обстановки «Суриков-холла» ослепляло. Так что достижения проведенной ООО «ИНТЭС» в 2004–2006 годах реконструкции-реставрации ресторан затмил; нынешняя бесхозность ее добивает, штукатурка отлетает от фасада кусками. Необходимо добавить, что та реставрация строго научной не была: часть первоначальных элементов здания восстановили, а часть, наоборот, уничтожили.

В целом этот клуб невезучий. Первоначальный проект, где вытянутая форма здания напоминала о цистернах, используемых в парфюмерном производстве, подвергался многочисленным изменениям. Например, вместо внешних пандусов появились лестницы, «цистерна» стала не круглой, а граненой, в зрительном зале вместо двух раздвижных перегородок осталась одна. В 1940–1950-е годы клуб был превращен во Дворец культуры им. М.Горького, до 1990-х там велась культмассовая работа — и делались ремонты, искажавшие первоначальный облик памятника.

Здание в Большом Сухаревском переулке было спроектировано для конторы Новосухаревского рынка и построено в 1926 году. Белая треугольная башня маяком возвышалась среди моря рыночных павильонов. Со временем рынок исчез, в башне селились различные конторы, и ее геометрическая красота уже никого не волновала. Хотя в начале 1970-х Мельников еще надеялся на ее реставрацию. Вообще, трудно себе представить, что чувствовал архитектор, наблюдая обветшание и перестройки его зданий, видя, как исчезают все его уникальные, продуманные и новаторские решения. В мае этого года право собственности на здание конторы, по сведениям Музея архитектуры, было зарегистрировано на имя Дмитрия Разумова, генерального директора группы ОНЭКСИМ. Охранник, следящий за обшарпанным объектом, уверяет, что башню планируют отреставрировать и вернуть ей первоначальный вид.

Гараж Госплана — одно из самых эффектных поздних (1936 года) творений Мельникова и его ученика Владимира Курочкина. Огромное, в четыре этажа, окно-фара делает здание запоминающимся. «Один „глаз“, смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, — и я обрел связь „формалистического“ подхода с самой сущностью из мира прекрасного» — без этой цитаты из дневников Мельникова не обходится никакая статья о гараже, который долгие годы так и оставался гаражом, утратившим башню главного фасада. В 1990-е он был частично приватизирован, пережил пожар и реставрацию. Сегодня здесь располагаются автомастерская, инженерная компания, типография, прием цветных металлов, два магазина. Выглядит здание вполне прилично, но ему явно нужна еще одна реставрация, исправляющая все упущения предыдущей. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+