18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство 13+ в Музее Москвы

Выставка «Всегда кроме когда нет» — отчет программы «Каскад. Проект как метод» по обучению школьников-подростков современному искусству — работает в Музее Москвы до 15 сентября. Сама программа только что получила премию «Инновация»

«Каскад. Проект как метод» придумали два года назад Лидия Лобанова, директор музейных программ НПК «Криптонит», и Александра Хейфец, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы. Суть начинания заключается в том, чтобы привлечь в область современного искусства подростков от 13 до 17 лет, причем не только как зрителей, то есть потребителей прекрасного, но и как активных деятелей. Миссия у программы несколько шире, чем просто инфицировать «артом» неокрепшие души. Поскольку в основе современного искусства лежит «проект как метод», то, играя в художников, дети получают уроки креативного подхода к работе вообще, «прокачивают» свои навыки в антрепренерстве и предпринимательстве. Обучение идет по дюжине направлений, среди них «искусство действия», «инсталляция», «скульптура и графика» и digital art. Участие в программе Музея Москвы, галерей «Триумф» и Solyanka VPA подняло затею на серьезную профессиональную высоту. Преподают ребятам современные художники (Антонина Баевер, Александр Образумов, Екатерина Порутчик, Ольга Широкоступ и другие) немногим старше самих учеников. Прелесть ситуации — в создании самовдохновляющегося и саморазвивающегося сообщества.

В прошлом году «Каскадом» охватили 180 (!) школьников из Москвы и регионов. В финальной выставке «Всегда кроме когда нет» приняли участие примерно 100 из них.

Очень часто работы — это личные истории (например, на основе дневников), собственные страхи и борьба с ними («Ничего особенного» Евдокии Охотиной) или размышления о символах времени (зеркало за железной решеткой, в котором каждый видит себя в заточении, — произведение Амира Гайнутдинова). Ежедневно по выставке водят экскурсии и подробно объясняют подтексты и ассоциации, «что хотел сказать художник».

Школьники на высоте: инсталляции у них получились не хуже, чем у взрослых.

Работа Яна Вермана «Божьи дети» — 30 розовых пластмассовых безликих пупсов, пришпиленных к стене напротив розового же лампового телевизора. Работа отсылает к визуальным экспериментам панк-рок-группы Destroy All Monsters из Детройта (1973–1985). Это была, как поясняет пресс-релиз, «свирепая визуальность, которая хотела разрушить всех монстров». «Я показываю эмоцию пустоты, но не отрицательной, а пустоты нейтральной, скорее даже положительной. Пустота — это персонаж. Это чистая эмоция, которая может смешаться с чем угодно», — объясняет свою работу юный художник. «„Каскад“… предоставляет право голоса тем, у кого права голоса по большому счету нет», — комментирует Ян участие в проекте.

«Объект у стены» — забетонированная кровать, на простынях которой отпечатался след тела, — многозначный емкий образ, работа Виктора Плескова. «Моя инсталляция, — рассказывает автор, — показывает ощущение, которое испытывал каждый, но не задумывался об этом».

Косвенно проект «Каскад» и его успех сигнализируют о глубоком кризисе привычного художественного образования и неспособности всей системы обновляться. В результате те, кто интересуется именно актуальным искусством, вынуждены получать знания на совершенно других площадках, не в профильных школах и вузах. И второй месседж адресован, как ни странно, современному искусству: уж если школьники могут сегодня забахать более-менее внятную инсталляцию, то от передовиков профессии начинаешь ждать чего-то большего.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+