The Art Newspaper Russia
Поиск

Современное искусство 13+ в Музее Москвы

Выставка «Всегда кроме когда нет» — отчет программы «Каскад. Проект как метод» по обучению школьников-подростков современному искусству — работает в Музее Москвы до 15 сентября. Сама программа только что получила премию «Инновация»

«Каскад. Проект как метод» придумали два года назад Лидия Лобанова, директор музейных программ НПК «Криптонит», и Александра Хейфец, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы. Суть начинания заключается в том, чтобы привлечь в область современного искусства подростков от 13 до 17 лет, причем не только как зрителей, то есть потребителей прекрасного, но и как активных деятелей. Миссия у программы несколько шире, чем просто инфицировать «артом» неокрепшие души. Поскольку в основе современного искусства лежит «проект как метод», то, играя в художников, дети получают уроки креативного подхода к работе вообще, «прокачивают» свои навыки в антрепренерстве и предпринимательстве. Обучение идет по дюжине направлений, среди них «искусство действия», «инсталляция», «скульптура и графика» и digital art. Участие в программе Музея Москвы, галерей «Триумф» и Solyanka VPA подняло затею на серьезную профессиональную высоту. Преподают ребятам современные художники (Антонина Баевер, Александр Образумов, Екатерина Порутчик, Ольга Широкоступ и другие) немногим старше самих учеников. Прелесть ситуации — в создании самовдохновляющегося и саморазвивающегося сообщества.

В прошлом году «Каскадом» охватили 180 (!) школьников из Москвы и регионов. В финальной выставке «Всегда кроме когда нет» приняли участие примерно 100 из них.

Очень часто работы — это личные истории (например, на основе дневников), собственные страхи и борьба с ними («Ничего особенного» Евдокии Охотиной) или размышления о символах времени (зеркало за железной решеткой, в котором каждый видит себя в заточении, — произведение Амира Гайнутдинова). Ежедневно по выставке водят экскурсии и подробно объясняют подтексты и ассоциации, «что хотел сказать художник».

Школьники на высоте: инсталляции у них получились не хуже, чем у взрослых.

Работа Яна Вермана «Божьи дети» — 30 розовых пластмассовых безликих пупсов, пришпиленных к стене напротив розового же лампового телевизора. Работа отсылает к визуальным экспериментам панк-рок-группы Destroy All Monsters из Детройта (1973–1985). Это была, как поясняет пресс-релиз, «свирепая визуальность, которая хотела разрушить всех монстров». «Я показываю эмоцию пустоты, но не отрицательной, а пустоты нейтральной, скорее даже положительной. Пустота — это персонаж. Это чистая эмоция, которая может смешаться с чем угодно», — объясняет свою работу юный художник. «„Каскад“… предоставляет право голоса тем, у кого права голоса по большому счету нет», — комментирует Ян участие в проекте.

«Объект у стены» — забетонированная кровать, на простынях которой отпечатался след тела, — многозначный емкий образ, работа Виктора Плескова. «Моя инсталляция, — рассказывает автор, — показывает ощущение, которое испытывал каждый, но не задумывался об этом».

Косвенно проект «Каскад» и его успех сигнализируют о глубоком кризисе привычного художественного образования и неспособности всей системы обновляться. В результате те, кто интересуется именно актуальным искусством, вынуждены получать знания на совершенно других площадках, не в профильных школах и вузах. И второй месседж адресован, как ни странно, современному искусству: уж если школьники могут сегодня забахать более-менее внятную инсталляцию, то от передовиков профессии начинаешь ждать чего-то большего.

Материалы по теме
Просмотры: 1292
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
5
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
6
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
7
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
8
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
9
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
24 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru