The Art Newspaper Russia
Поиск

Музейные столпы

CTO Congress

CTO Congress

Международная конференция «Музеи и власть» подготовлена тремя национальными комитетами ИКОМ — России, Германии и США. В сентябре 2014-го тема оказалась актуальнее, чем изначально предполагали организаторы.

9 по 14 сентября сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Екатеринбурге, где к участникам присоединились представители музейного сообщества из восточных регионов России, состоялась конференция под названием «Музеи и власть» (в английском варианте Museum and Politics — «Музей и политика»). Организаторами масштабного съезда музейщиков выступили Международный совет музеев/International Council of Museums (ИКОМ/ICOM), администрации Санкт-Петербурга и Свердловской области, а также Государственный Эрмитаж. В конференции принимали участие 700 специалистов из 30 стран, было сделано 100 докладов.

Основная идея форума — объединение усилий интернационального сообщества музейщиков перед лицом экономического кризиса. Эта тема возникает далеко не впервые (например, год назад она же была в центре внимания на Генеральной конференции ИКОМ в Рио-де-Жанейро). Обсуждались и такие проблемы, как материальные претензии на произведения искусства из музейных собраний со стороны наследников бывших владельцев, угрозы ареста произведений, вывезенных на выставки, по претензиям третьих лиц, а также вопросы реституции. Теперь к перечисленным сюжетам добавились украинские события и их влияние на музейный мир.

Тон конференции задали президент ИКОМ России Владимир Толстой и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Главный смысл их речей: культура выше политики. Право собственности священно, но права культуры важнее. Трофейное или перемещенное искусство надо показывать и изучать усилиями всех заинтересованных специалистов. В то же время культура является конкурентным преимуществом страны и поэтому должна заботить ее власти. Спонсоры музеев поняли это раньше всех остальных, их инвестиции в культуру дают отдачу уже сейчас, а не в будущем.

На конференции много говорилось о российских музейных проблемах. Экономисты пытаются оценивать работу музеев количественными характеристиками: число выставок, посещаемость, доходность. Во-первых, показатели легко «подкрутить»: вместо одной серьезной выставки провести три мелкие; продать одному зрителю три билета на разные услуги. Во-вторых, погоня за указанными показателями порождает увеличение бюрократической отчетности. Но главное, все это отвлекает от центральной миссии — формировать человеческий капитал на основе музейных коллекций. Сейчас власти сделали большим музеям социальный заказ. Их обязали создать филиальную сеть, которая должна охватить не только крупные, но и малые города, создать культуру шаговой доступности. Здесь пока одни вопросы, от обеспечения условий показа и хранения до формиро-вания самих коллекций филиалов и возможностей постоянной научной работы с ними. Луиш Рапозу, один из авторов Лиссабонской декларации Поддержка культуры и музеев как противостояние кризису и залог построения будущего, принятой в апреле 2013 года, напомнил ключевые идеи этого документа. Музейщики четко осознают три вещи: денег будет мало, музеи вечны, они меняются. Поэтому приоритетами для политиков должны стать развитие инфраструктуры культуры, как любой другой, например социальной, и забота о пополнении музеев молодыми специалистами, которые сменят старшее поколение. Наконец, сами музеи обязаны поддерживать партнерские отношения с местными, региональными и международными сообществами. Музеи держатся на двух столпах — коллекциях и обществе, а новые формы управления музеями, прежде всего государственными, подразумевают автономию и ответственность. Ханс Мартин Хинц, президент ИКОМ, заметил, что музеи владеют значительной недвижимостью, которую могут предложить власти как платформу для общественной жизни. Эта реплика оказалась особенно актуальной в стенах восточного крыла Главного штаба, где завершается европейская биеннале современного искусства Manifesta 10 и вскоре пройдет юбилей Эрмитажа. Затем музею придется решать, как сделать свое новое пространство центром городской жизни. Что касается перемещенного искусства, то, как заявил Михаэль Хенкер, президент ИКОМ Германии, тему надо обсуждать, хотя возврат и запрещен российскими законами.

Часть докладов секции «Музеи и внешняя политика», прочитанных 11 сентября в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, были посвящены как раз теме художественных ценностей, перемещенных во время Второй мировой войны. Сотрудник отдела научной документации Эрмитажа Анна Апонасенко рассказала об истории трофейных фондов Государственного Эрмитажа, которые с момента поступления в петербургский музей пережили периоды и открытого экспонирования, и полной засекреченности. Ее выступление вызвало отклик среди коллег, в частности президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова вновь подняла вопрос о необходимости передачи Эрмитажем произведений импрессионистов из собраний Щукина и Морозова в Москву для воссоздания Музея нового западного искусства. Однако общим для всех выступавших в этой секции было мнение о том, что вопросы реституции не находятся в сфере компетенции музеев, однако изучение происхождения предметов из своих коллекций, независимость и прозрачность подобных исследований являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности музеев. В этом контексте особенное значение получают публикации о судьбе художественных ценностей, вывезенных из России в Германию и наоборот в период войны и после нее, а также изыскания в области искусства, похищенного нацистами в период холокоста. Хочется надеяться, что в будущем именно ИКОМ сможет объединить усилия музеев всего мира в этом направлении, в частности разработать программы обучения специалистов по установлению провенанса произведений искусства.

Просмотры: 3620
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Знакомьтесь, Томас Гейнсборо!
В Пушкинском музее впервые покажут большую выставку Томаса Гейнсборо из британских музеев в окружении произведений художников, которыми вдохновлялся английский классик.
02 декабря 2019
3
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
4
Картина Рубенса станет одним из топ-лотов на нью-йоркских торгах старых мастеров Sotheby's
Картина, изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет
02 декабря 2019
5
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
6
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
7
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
8
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
9
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
10
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru