The Art Newspaper Russia
Поиск

Кипарисовый интерьер Райта смонтируют заново

Знаменитый кабинет Кауфмана, созданный по дизайну Фрэнка Ллойда Райта в середине 1930-х, после реставрации обоснуется в V&A East

Единственный интерьер работы Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959), оказавшийся за пределами США, отправлен из Музея Виктории и Альберта (V&A) на реставрацию. Со временем он будет смонтирован на новой площадке V&A East, которая должна открыться в Лондоне в 2023 году. 

Собранный из 240 панелей фанеры из болотного кипариса и облицованных кипарисом столярных плит, интерьер на протяжении почти двух десятилетий служил кабинетом Эдгару Й. Кауфману в его питтс­бургском универмаге. По заказу того же Кауфмана был создан и знаменитый Дом над водопадом в Пенсильвании — один из главных шедевров Райта.

Кабинет попал в коллекцию Музея Виктории и Альберта в 1974 году. Его подарил сын торгового магната Эдгар Кауфман-младший, ученик Райта. «Кабинет Кауфмана — не только один из лучших интерьеров в коллекции V&A, но и самый полный из всех», — рассказывает хранитель отдела мебели, текстиля и моды Кристофер Уилк. Сохранились почти все элементы этого интерьера площадью 9х8 м, в том числе фанерная обивка пола, стен и потолка, завораживающий геометрический рельеф, идущий по одной из стен, консольный стол и гарнитур кубовидных кресел и табуретов, обивку для которых создала художница по текстилю Лоя Сааринен. Единственное исключение — треугольный светильник, воссозданный уже в 1990-е по авторским эскизам.

Поскольку в собственных реставрационных мастерских Музея Виктории и Альберта недостаточно места для того, чтобы собрать интерьер целиком, все его элементы, за исключением ковров и стульев, упаковали в 42 ящика и отправили в частную реставрационную фирму Plowden & Smith. Проект должен завершиться ближе к концу текущего года. Его осуществление стало возможным благодаря гранту в €25 тыс. от Музейного реставрационного фонда TEFAF.

Как объясняет старший реставратор мебели в Plowden & Smith Оливер Уайт, речь идет главным образом об «укреплении структуры». Первым делом реставраторы снимут накопившуюся пыль и реконструируют места сколов на углах фанерной обшивки при помощи натурального рыбьего клея. Задача заключается не в том, чтобы стереть все «следы износа», свидетельства активной жизни комнаты на протяжении многих лет, а в том, чтобы привести интерьер в оптимальное для показа состояние.

Кабинет Кауфмана станет одним из первых экспонатов, которые пере­едут в строящееся сейчас в бывшем Олимпийском парке по проекту Diller Scofidio + Renfro здание V&A East. Специалисты Plowden & Smith примут непосредственное участие в монтаже кабинета. По словам Уилка, комнату установят так, чтобы посетители могли осматривать ее с двух точек. Узкий отсек решетчатой стены, которая во времена Кауфмана скрывала окно, снимут, чтобы открыть прямой вид на стол и находящуюся за ним рельефную стену. А одну из секций пола заменят репликой, чтобы можно было «увидеть настоящее архитектурное пространство, каким его задумал Райт». Уилк объясняет, что в дизайне кабинета Кауфмана, как и в Доме над водопадом, но только в меньших масштабах, нашла воплощение философия «органической архитектуры» Райта с его желанием использовать материалы в «как можно более естественном и честном их состоянии» и стремлением к «глубинному единству» в конструкции и форме. Уилк уточняет, что, «когда у него была возможность и если клиенты были не против, он всегда разрабатывал все детали» — вплоть до мебели, текстиля и освещения. Архитектор, которому было не занимать самоуверенности, «считал, что чужая мебель испортит его дизайн».

К моменту получения заказов от Кауфмана в декабре 1934 года Райт пребывал далеко не на пике славы. Продолжалась Великая депрессия, архитектору было уже под 70, и за предшествующее десятилетие ему удалось реализовать лишь небольшое число проектов. Дом над водопадом возвестил о его триумфальном возвращении. «И эта комната тоже отмечает рубежный момент в карьере Райта, — говорит Уилк. — Кауфман заказал ему много проектов, но только эти два были в итоге воплощены и дошли до наших дней». 

Материалы по теме
Просмотры: 1087
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36%, и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
5
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
6
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
7
Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук
В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения.
14 сентября 2020
8
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
9
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
10
Премия Кандинского присоединится к «Инновации» в Нижнем Новгороде
В 2021 году награждение премией станет частью празднования 800-летия города.
14 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru