The Art Newspaper Russia
Поиск

Три самые интересные выставки недели

Б.М.Кустодиев Красавица. 1915

Б.М.Кустодиев Красавица. 1915

Обнаженное тело в русском искусстве в Третьяковской галерее, Британский дизайн в ГМИИ им. А.С.Пушкина, белютинцы в Русском музее.

Британия – родина современного дизайна, его корни уходят в промышленную революцию XIX века и в «Движение искусства и ремесел» художника, поэта и издателя Уильяма Морриса, считавшего, что искусство должно окружать человека в его повседневной жизни в красивых предметах и обстановке. Текстиль и обои Морриса с растительными мотивами до сих пор очень популярны во всем мире. Его идеи разделял и Кристофер Дрессер – первый в истории дизайнер в современном понимании этого слова, поставивший свою элегантную минималистскую мебель, посуду и образцы обоев на промышленный конвейер. Всего на выставке «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции» – 12 уникальных предметов дизайна XIX века из коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта. А к ним в параллель выставлены 20 ведущих современных авторов – Захи Хадид, Тома Диксона, Джеффри Мэнна и других, – использующих современные материалы и новейшие технологии, но тем не менее продолжающих традицию новаторов XIX века.

Обнаженное тело в русском искусстве в разные периоды его истории несло разную смысловую нагрузку. Изнеженных, написанных по классическим канонам красоты мифологических героев полотна Ивана Акимова «Самосожжение Геркулеса в присутствии его друга Филоктета» (1782) сменяют полнотелые красавицы академиста Карла Брюллова, им на смену приходит чахоточно-утонченный тип красавиц Серебряного века и корпулентные купчихи Бориса Кустодиева. Затем появляется советский идеал обнаженного тела с натруженными мускулами и твердо стоящего на земле, как у соцреалиста Виталия Тихова («Баня», 1921) или в одноименной картине Александра Герасимова 1938 года. А в 1970-е годы появился еще и типаж обнаженного тела с «философской» нагрузкой, как в картине Бориса Тальберга «Тет-а-тет» (1977). Это автопортрет художника, одетого и голого, беседующего о сокровенном с самим собой.

Выставка Русского музея и Фонда русского абстрактного искусства «За гранью предметности в русском искусстве второй половины ХХ века» посвящена объединению художников «Новая реальность» – единственной в своем роде экспериментальной студии в Москве 1960–1970-х годов, работавшей над созданием нового художественного языка и одновременно продолжавшей развивать наследие русского авангарда в условиях советской цензуры, когда почти 30 лет было невозможно отклоняться от канонов официального соцреализма. Ее возглавлял художник, педагог и теоретик Элий Белютин (1925–2012), наследие которого, хорошо известное за рубежом, все еще мало знакомо российскому зрителю. Дневники художников группы, наработки и примеры заданий Белютина, привлеченные из архива Фонда, дают уникальную возможность ближе познакомиться или даже впервые увидеть как отдельные работы самого Белютина, так и других художников «Новой реальности» – Веры Преображенской, Люциана Грибкова, Владислава Зубарева, Анатолия Сафохина, Тамары Тер-Гевондян.

Просмотры: 5925
Популярные материалы
1
Первая ярмарка DA!MOSCOW открылась в Гостином Дворе в Москве
В рамках DA!MOSCOW пройдут перформансы, арт-баттлы, круглые столы и дискуссии. При этом купить можно абсолютно все произведения, стоимость которых колеблется от 2 тыс. рублей до шестизначных сумм за работы из «Золотого фонда».
17 мая 2019
2
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
7
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
8
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
9
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
10
Герман Нитч залил краской Альбертину
Выставка объединила 100 полотен, созданных за 60 лет: от черных, кроваво-красных и желтых абстракций до разноцветных «штрихкодов», которыми Нитч увлекся в последние годы.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru