The Art Newspaper Russia
Поиск

Российский дизайн выступает на радио

Экспериментальный снегоход, униформа железнодорожников, кресло для хрущевок и многие другие российские ноу-хау и разработки — темы новой радиопрограммы «Говорит дизайн» на радио «Культура»

Совместный проект радио «Культура» и Московского музея дизайна «Говорит дизайн» задуман как серия интервью с лучшими представителями этой многоликой профессии, кураторами и коллекционерами, которые ведут директор музея Александра Санькова и ее заместитель Ольга Дружинина.

Музей дизайна возник в 2012 году, за это время провел десятки выставок как в России, так и за рубежом, сейчас базируется в Новой Третьяковке. В коллекции музея находятся лучшие образцы отечественного дизайна — от авангарда до наших дней, как массового производства, так и уникальных разработок. Представляем сюжеты и героев ближайших программ.

Перспективное такси (Такси ВНИИТЭ)

Дизайнеры Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1964

Специальный автомобиль для таксомоторной службы представлял собой маленький автобус — надежный, компактный, вместительный. Дизайнеры перенесли двигатель из передней в заднюю часть автомобиля. Такой подход дал ряд преимуществ: улучшилась обзорность, маневренность, упростилась парковка. Но самое главное — увеличилось внутреннее пространство, и багаж теперь размещали в салоне. Раздвижную, а не распашную дверь оснастили электрическим приводом. Водитель мог открывать и закрывать ее, не выходя из машины. Для удобства посадки и высадки с багажом, детской или инвалидной коляской в автомобиле был понижен уровень пола.

Было изготовлено два опытных образца такси. В течение месяца они работали на московских улицах. Но в массовое производство автомобиль так и не был запущен. Его 3D-модель, созданная по чертежам из архива ВНИИТЭ, находится в собрании Московского музея дизайна.

Кресло

Дизайнер неизвестен
1960-е годы

Кресло из коллекции Московского музея дизайна — характерный пример советской мебели 1960-х годов. В эти годы стилистика мебели изменилась, что в первую очередь было связано с массовым строительством малогабаритных квартир, в которые массивные столы и высокие книжные шкафы не помещались. Новая стилистика возникла во многом под западным влиянием: в период хрущевской оттепели открывались выставки европейского и американского дизайна, появились иностранные журналы, например «Америка» и Domus. Эталоны определялись и регулярно проводимыми конкурсами-выставками мебели. Правда, большинство представленных на них проектов так и оставались экспонатами, но общее направление они задавали.

Сиденье кресла занижено, чтобы над ним было больше пространства и низкие потолки хрущевок не «давили» на голову сидящего человека. Деревянные подлокотники и наклоненные под небольшим углом конические ножки — признаки стиля, который часто называют «модернизм середины века» (mid-century modern, на Западе он появился в 1950-е, а в Советский Союз пришел в 1960-е). Ножки и подлокотники сделаны из массива дерева и покрыты лаком, в этот период почти не использовали ДСП и искусственные материалы. Обивку делали из прочной, легко чистящейся ткани. Предполагалось, что мебель должна быть практичной и служить долго. Изменилась и цветовая гамма. Пестрые орнаменты, которые неплохо смотрелись в больших пространствах, не подходили для маленьких комнат — им на смену пришли яркие локальные цвета.

Снегоход 1980-Е

Дизайнеры Никита Коптелин, Александр Попов
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1979

В конце 1970-х годов дизайнеры ВНИИТЭ одними из первых в мире предложили использовать снегоходы с закрытой кабиной. Основная задача конструкторов заключалась в том, чтобы сделать этот способ передвижения максимально комфортным.

Впервые снегоход стал теплым. Закрытая кабина позволяла перемещаться с большей скоростью, обеспечивала безопасность и удобство, решала проблему звукоизоляции. Перенос мотора из передней в заднюю часть снегохода позволил снизить уровень шума, увеличить пространство внутри кабины, улучшить видимость и управляемость. Дизайнеры предложили использовать стеклопластик вместо стали — впервые для такого вида транспорта. За счет этого можно было избежать коррозии, возникающей в результате повреждения поверхности о снег и ветви деревьев.

Подобно «Ниве», признанной первым удобным внедорожником, снегоход 1980-Е должен был стать первым комфортным зимним видом транспорта. Его экспериментальная модель была показана на международной выставке и привлекла внимание президента Финляндии. Он хотел купить разработку и запустить ее в серийное производство, но проект был приостановлен на стадии конструкторского предложения. Его макет сейчас находится в собрании Московского музея дизайна.

Дизайн-программа «Вторичные материальные ресурсы» (ВТОМАР)

Дизайнеры Дмитрий Кочугов, Андрей Мещанинов, Татьяна Павлова и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1979–1985

Впервые проблемой загрязнения окружающей среды в СССР обеспокоились в конце 1970-х годов. На тот момент система сбора и вторичной переработки отходов работала плохо и практически весь мусор отправлялся на полигоны захоронения. Программа ВТОМАР должна была решить эту проблему.

Дизайнеры начали работу с анализа всего процесса: как мусор из разных источников его образования перемещается к месту сборки, транспортируется до места переработки и потом до потребителя. Полученные результаты — информация о различных ситуациях накопления, сбора, транспортировки, хранения вторичных ресурсов — были представлены в виде рисунков и схем. На их основе специалисты разработали многочисленные варианты необходимого оборудования: накопительные емкости, контейнеры, вспомогательные устройства фиксации, переноски и перевозки, одежду сотрудников службы ВТОМАР, фирменный стиль.

В 1985 году дизайн-программа ВТОМАР была опробована в молдавском городе Бельцы. Это был эксперимент по сбору макулатуры. Он прошел успешно, но, к сожалению, остался единственной попыткой применения нового подхода. Ни образцов униформы, ни контейнеров, ни рекламной продукции не сохранилось. Остались только фотографии, которые сейчас находятся в архиве Московского музея дизайна.

СФИНКС (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС)

Дизайнеры Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1986

Телерадиокомплекс СФИНКС — это система для получения информации от всех домашних устройств и управления ими. В комплекс входили колонки, наушники, дисплеи, несколько пультов управления, диски и процессор. Проект — предшественник «умного дома».

Дизайнеры предложили удобный и функциональный интерфейс будущей единой системы. Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче информации осуществлялась центральным процессором с универсальным запоминающим устройством. Чтобы человек мог коммуницировать с домом всегда и везде, дизайнеры предложили использовать три типа датчиков. Первый — аналог современных «умных часов», второй — датчики, размещенные непосредственно в жилом пространстве, третий — находящиеся в автомобиле. Информацию планировали передавать с помощью радиосигнала, по кабельным каналам и телефонным сетям.

Потенциальные возможности СФИНКСА были огромны. Например, солнечные очки могли бы превращаться в дисплей, показывающий интересующую пользователя информацию. Что касается визуального решения, то оно очевидно имеет сходство с будущей продукцией компании Apple. Проект остался на стадии прототипа. Его точная 3D-модель находится в собрании Московского музея дизайна.

Плакаты для культурного центра «Дом»

Дизайнер Игорь Гурович
1999–2020

По мнению многих критиков, именно плакаты для культурного центра «Дом» принесли Игорю Гуровичу популярность художника-графика. За годы работы «Дома» дизайн-бюро Ostengruppe, сооснователем которого был Гурович, сделало более 700 плакатов. Некоторые из них получили международные награды. Но самое главное, в них дизайнеру удалось создать уникальный стиль, идеально соответствующий свободной, экспериментальной атмосфере культурного центра. Стиль по гамме близок к советскому авангарду 1920-х годов с его использованием ограниченного количества цветов (в основном красный, белый, черный), а по форме — к современному искусству, особенно к Жан-Мишелю Баскиа по экспрессивности и нарочитому несовершенству форм.

Среди других проектов Игоря Гуровича — оформление Московского международного кинофестиваля, «Кинотавра», разработка фирменного стиля олимпийской сборной России.

Форма для компании «Российские железные дороги»

Дизайнер Виктория Андреянова
2007

«Серьезный, зрелый, тяжелый проект» — так назвала Виктория Андреянова, один из немногих российских дизайнеров, известных и в нашей стране, и за ее пределами, сотрудничество с РЖД. Ее модный дом Victoria Andreyanova существует уже почти 30 лет. Виктория Андреянова не только шьет одежду для знаменитостей — она разработала дизайн униформы для «Аэрофлота», Московского метрополитена и сотрудников Третьяковской галереи.

В проекте для «Российских железных дорог» модельеру пришлось и участвовать в конкурсе, и отстаивать свою концепцию перед вице-президентами компании. Они настаивали на темно-синем цвете, а Андреянова предложила серый с красным вариант (в синий она уже переодела главного авиаперевозчика и не хотела повторяться). Руководство РЖД согласилось, а через некоторое время в этот цвет перекрасили все поезда.

В коллекции одежды для сотрудников РЖД легко узнать главные черты бренда: минимализм, функциональность кроя, внимание к деталям и высокое качество. Один из комплектов Виктория Андреянова передала в коллекцию Московского музея дизайна.

Дефибриллятор AXION

Дизайнер Сергей Смирнов
Компания SmirnovDesign
2012

Сергей Смирнов — промышленный дизайнер с 20-летним стажем, основатель и генеральный директор SmirnovDesign. Его компания, один из лидеров этой отрасли в России, много занимается разработкой медицинского оборудования.

К дизайну медтехники предъявляют особенно серьезные требования. В интервью и лекциях Смирнов говорит, что в этой сфере хороший дизайн может спасти жизнь. Так, дефибриллятор может «вытащить человека с того света», а если врачу неудобно с ним работать, теряются необходимые для спасения жизни секунды. Прежде чем проектировать прибор, дизайнеры наблюдали за работой врачей с подобными устройствами и в похожих условиях. В результате родилось оптимальное решение и с эстетической, и с эргономической точек зрения: компоновка прибора, размещение внешних элементов, количество деталей. Например, электроды разместили на верхней плоскости прибора, и это упростило и ускорило процесс его использования в экстремальной ситуации. Чтобы быстрее и удобнее менять аккумулятор, его расположили на фронтальной плоскости.

Программа «Говорит дизайн» выходит на радио «Культура» еженедельно по пятницам в 18:05. Уже вышедшие программы можно послушать на странице.

Материалы по теме
Просмотры: 716
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
3
Еще год без Политеха
Полное завершение реконструкции и ввод в строй Политехнического музея в Москве отложены как минимум до следующего лета.
29 июня 2020
4
The Art Newspaper Russia запускает подкаст об искусстве
По случаю этого события рассказываем о подкасте The Art Newspaper Russia «Провенанс», сделанном совместно с радио «Культура», и вспоминаем другие примеры, достойные внимания ценителей прекрасного.
29 июня 2020
5
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
6
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
7
Памятники наказали за расизм
Как показывает советский опыт, разрушение «неправильных» с точки зрения текущей идеологии монументов действительно эффективно: таким образом как будто исправляются и сама история, и общественная мораль.
29 июня 2020
8
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
9
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
10
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru