18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Прорыв во время пандемии: чем карантин помог Третьяковке

Ремонт, жизнь шедевров и успехи в интернете

Руководство Государственной Третьяковской галереи, а именно: директор Зельфира Трегулова, ее заместитель по развитию Татьяна Мрдуляш и главный хранитель Татьяна Городкова — дало в Zoom совместную пресс-конференцию на тему, как музей пережил карантин и как готовится выйти из него 3 июля. Слоганом конференции могла бы стать русская пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Оставшись без зрителей, Третьяковка не сидела без дела и временами работала даже интенсивнее прежнего. В залах на Крымском Валу починили кровлю над экспозицией русского авангарда, предварительно освободив проблемные помещения от картин. В Лаврушинском покрасили стены и отциклевали паркет в пространствах, где висят Айвазовский и Шишкин. Несмотря на то что большинство сотрудников перешли на удаленную работу, оставалось определенное число лиц: хранители, реставраторы, охрана, которые приходили в музей ежедневно. Утром и вечером постоянную экспозицию и фонд хранения осматривала специальная комиссия, после чего в залах выключали свет, чтобы работы «отдохнули».

Были перезаключены договоры (соответственно, продлены страховки) на аренду экспонатов из ГТГ для сторонних выставок в России и за рубежом. С опозданием из Финляндии вернулись 72 произведения Наталии Гончаровой (впервые за их упаковкой следили не лично, а по интернет-связи), 10 вещей Александра Бенуа прибыли из Версаля, кинетическое искусство 1960–1980-х годов привезли с выставки в санкт-петербургском Манеже. Когда узнаешь такие подробности, начинаешь понимать, насколько грандиозным и многофункциональным предприятием является сегодняшний музей.

Что касается достижений в области образования и популяризации искусства, то никогда Третьяковская галерея не работала так напряженно. За 3,5 месяца карантина здесь произошел революционный прорыв. Практически все активности перешли в интернет. Запущенный в конце 2019 года образовательный ресурс «Лаврус» увеличил количество подписчиков в шесть раз, резко возросло число посещений сайта Третьяковки и всех платформ в социальных сетях. Была подготовлена серия кинофильмов «История одного шедевра», программа оказалась невероятно востребованной: первые 18 выпусков собрали 3,6 млн (!) просмотров. Сейчас идет напряженная работа над электронным каталогом ГТГ. Он делается на двух языках, чтобы познакомить зрителей не только в России, но и в мире с обширнейшей и разнообразной музейной коллекцией. Представить его рассчитывают в сентябре.

Наконец, рекордсменом по зрительскому отклику стала запись экскурсии в Третьяковке певца Сергея Шнурова и Зельфиры Трегуловой. Ее сделали в сотрудничестве с Okko и при поддержке Сбербанка. В течение 40 минут директор ГТГ рассказывала Шнуру об 11 работах, и этот фильм набрал 760 тыс. просмотров, а в целом число подписчиков музейного YouTube-канала увеличилось более чем в 3 раза — до 133 тыс.

После карантина Третьяковская галерея откроется 3 июля, а уже 7 июля на Крымском Валу представит новый проект «Ненавсегда» об искусстве брежневской эпохи, продолжение трилогии, начатой три года назад выставкой «Оттепель».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+