The Art Newspaper Russia
Поиск

Первую за рубежом выставку Ивана Клюна покажут в Салониках

Музей искусства модернизма MOMus в греческих Салониках в октябре откроет выставку Ивана Клюна, соратника Малевича, представляющую работы из коллекции Георгия Костаки

Выставка «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы», организованная MOMus при поддержке Heritage Art Foundation, откроется в Салониках 10 октября. Она проследит все этапы творческого пути, от начала ХХ века до конца 1930-х, одного из самых ярких героев русского авангарда. Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков, 1873–1943) родился в крестьянской семье, самостоятельно начал заниматься искусством и долгое время вынужден был совмещать свое увлечение со службой бухгалтером. В 1907 году в Москве познакомился с Казимиром Малевичем, которого считал своим учителем, хотя был старше него на шесть лет. Вместе с Малевичем Иван Клюн прошел все главные «измы» начала ХХ века: импрессионизм, символизм, кубофутуризм и, наконец, супрематизм. Клюн участвовал во многих важнейших выставках и манифестациях русского авангарда, создал свою версию беспредметной живописи, построенную на сферических формах, много экспериментировал с трехмерными объектами, став автором одной из первых движущихся скульптур — мобилей, активно преподавал во Вхутемасе.

В музее в Салониках хранится крупнейшее собрание Ивана Клюна, около 400 единиц хранения. Это и произведения художника, и архивные документы: письма, фотографии, рукописи, литографии, сделанные для изданий футуристов, учебные материалы, редкие рисунки, позволяющие составить представление о некоторых из его утраченных работ.

Напомним, что богатейшая коллекция русского авангарда была выкуплена у наследников легендарного коллекционера Георгия Костаки греческим правительством в 2000 году за $40 млн. Другую часть своей коллекции, несколько сотен работ, коллекционер передал в 1977 году, перед тем как покинуть СССР, в дар Третьяковской галерее. По словам директора MOMus Марии Цанцаноглу, внутри большой коллекции содержатся отдельные собрания выдающихся художников, в том числе собрание работ Ивана Клюна. Несколько лет назад государственный музей в Салониках был реорганизован и коллекция Костаки была выделена в особое направление с целью привлечь больше внимания зрителей и специалистов. Созданный попечительский совет музея возглавила Кристина Краснянская (Heritage Art Foundation). Музей сделал ставку на персональные выставки важных фигур, первой стала ретроспектива Любови Поповой в прошлом году. В 2019 году Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (MOMus) стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia как «музей года» за усилия по продвижению русского авангарда на мировой сцене.

Первая посмертная выставка Ивана Клюна прошла в Курчатовском институте атомной энергии в Москве в 1972 году, вторая — в 1996 году в Третьяковской галерее. «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы» в Салониках станет первой большой выставкой художника за рубежом.

Презентация выставки Ивана Клюна состоялась на благотворительном онлайн-арт-ужине, устроенном международной арт-галереей «Эритаж» при поддержке Fragment art club. Ужин от ресторана «Пифагор» и Александра Раппопорта назывался «От Сократа до Костаки» и собрал несколько десятков видных российских коллекционеров.

Материалы по теме
Просмотры: 1322
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
3
Еще год без Политеха
Полное завершение реконструкции и ввод в строй Политехнического музея в Москве отложены как минимум до следующего лета.
29 июня 2020
4
The Art Newspaper Russia запускает подкаст об искусстве
По случаю этого события рассказываем о подкасте The Art Newspaper Russia «Провенанс», сделанном совместно с радио «Культура», и вспоминаем другие примеры, достойные внимания ценителей прекрасного.
29 июня 2020
5
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
6
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
7
Памятники наказали за расизм
Как показывает советский опыт, разрушение «неправильных» с точки зрения текущей идеологии монументов действительно эффективно: таким образом как будто исправляются и сама история, и общественная мораль.
29 июня 2020
8
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
9
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
10
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru