The Art Newspaper Russia
Поиск

Христо умер, не увидев своей последней работы

Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам»

Христо Владимиров Явашев родился в Болгарии, в городе Габрово, 13 июня 1935 года — в один день со своей будущей женой и соавтором Жанной-Клод де Гийебон, которая родилась в Марокко. С 1953 по 1956 год Христо учился в софийской Национальной художественной академии, затем недолго в венской Академии изобразительных искусств, а в 1958 году перебрался в Париж, где стал зарабатывать на жизнь портретами на заказ. С Жанной-Клод он познакомился, как раз когда писал портрет ее матери. Их первой совместной работой стала композиция из нефтяных бочек в морском порту Кельна в 1960 году. Двумя годами позже, в 1962-м, они сложили из бочек «Железный занавес» в Париже, перегородив им улицу Висконти рядом с Сеной в знак протеста против возведения Берлинской стены.

Со временем их проекты становились все более и более грандиозными. Христо и Жанна-Клод прославились гигантскими инсталляциями, когда они обертывали в разные материалы целые сооружения и ландшафты, как мост Пон-Неф в Париже в 1985 году и Рейхстаг в Берлине десятью годами позже. «…Подобно классической скульптуре, наши обернутые объекты не просто здания — они двигаются вместе с ветром, они дышат, — говорил Христо в интервью нашей газете. — Ткань очень легкая и завораживающая, она как кожа».

Инсталляции знаменитой пары за десятилетия принимали самые разные формы. В Центральном парке в Нью-Йорке художники расставили более 7,5 тыс. ворот, задрапированных в яркую развевающуюся ткань («Ворота», 1979–2005). Они разместили тысячи желтых и синих зонтиков одновременно в двух долинах — в Японии и в Калифорнии («Зонтики»,1984–1991), обернули 11 островов в заливе Бискейн во Флориде в ярко-розовые «нимбы» из полипропилена («Окруженные острова», 1980–1983), проложили желтую плавучую дорогу для зрителей по водам итальянского озера Изео («Плавучий пирс», 2014–2016).

Жанна-Клод умерла от аневризмы мозга в 2009 году, но даже после ее смерти Христо указывал ее своим соавтором. Сын пары Кирилл Христо — фотограф, режиссер и борец за права животных.

Недавно Христо вернулся к старым проектам с нефтяными бочками и соорудил из них плавучую «Мастабу» (2018) на озере Серпентайн в Лондоне. «Мне нравится бочка как объект; это самая обычная вещь для перевозки товаров, начиная с маленьких металлических банок до огромных цистерн, — рассказывал он в недавнем интервью. — Это промышленное изделие, которое может быть самых разных цветов и форм, и вместе с тем оно чрезвычайно просто, но при этом обладает какой-то магической силой, которую трудно определить. Это экстраординарная скульптурная форма».

Христо и Жанна-Клод были известны тем, что все произведения делали на собственные средства, продавая эскизы, рисунки и прочие подготовительные материалы и иногда объявляя фандрайзинг. «Мне нравится быть абсолютно свободным, совершенно иррациональным и ни перед кем не отчитываться за то, что я люблю делать», — говорил Христо.

Любопытно, что в 2017 году художник отменил проект в Америке, который продумывал 20 лет и на который собрал $15 млн (это должны были быть почти 68 км реки в Арканзасе, укрытые серебристой тканью), так как не хотел осуществлять свой замысел при администрации Трампа.

Открытие последней грандиозной работы Христо — упакованной Триумфальной арки в Париже — из-за пандемии перенесено с июля этого года на сентябрь следующего. А выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» откроется в Центре Помпиду 1 июля.

Материалы по теме
Просмотры: 1887
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
3
Еще год без Политеха
Полное завершение реконструкции и ввод в строй Политехнического музея в Москве отложены как минимум до следующего лета.
29 июня 2020
4
The Art Newspaper Russia запускает подкаст об искусстве
По случаю этого события рассказываем о подкасте The Art Newspaper Russia «Провенанс», сделанном совместно с радио «Культура», и вспоминаем другие примеры, достойные внимания ценителей прекрасного.
29 июня 2020
5
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
6
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
7
Памятники наказали за расизм
Как показывает советский опыт, разрушение «неправильных» с точки зрения текущей идеологии монументов действительно эффективно: таким образом как будто исправляются и сама история, и общественная мораль.
29 июня 2020
8
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
9
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
10
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru