The Art Newspaper Russia
Поиск

Рейтинг российских музеев — 2020: когда музеи были офлайновыми

Статистика посещаемости не ответит на вопросы о будущем, но может объективно описать недавнее прошлое. Рейтинг показывает, какие музеи в 2019 году оказались наиболее привлекательными для посетителей

Вот уже в восьмой раз мы публикуем наш традиционный ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев. Впервые он выходит только в виртуальном формате: редакцией The Art Newspaper Russia принято решение не издавать майский номер газеты на бумаге.

Сейчас про преемственность от прошлого к будущему говорить трудно. Но вот, «что было до коронавируса», оценить можно, и в этом рейтинг способен помочь. Он фиксирует статистику и общее положение дел в 2019 году, то есть накануне больших потрясений. Не исключено, что собранные и ранжированные нами сведения у кого-то из читателей вызовут ощущение ностальгии — мол, какой же цветущей, безмятежной выглядит теперь недавняя музейная жизнь. Другие читатели обнаружат здесь совсем иное — хронические проблемы и узкие места, с которыми необходимо будет решительно расставаться в новой, послевирусной реальности. Гадание на рейтинге — жанр специфический, но допустимый. Так или иначе, статистика открывает возможности для самых разных интерпретаций и выводов.

Согласно подсчетам Министерства культуры РФ, в 2019 году по стране в целом зафиксировано свыше 155 млн музейных посещений, включая участников образовательных программ и массовых мероприятий. Это на 1 млн больше, чем годом ранее. То есть рост был не взрывной, но все же ощутимый. Добавим, что в сводной минкультовской статистике не учтены сведения от музеев с негосударственным статусом, а их не так уж мало: например, в Ассоциацию частных музеев России сейчас входит 560 институций из многих регионов. В нашем столичном чарте (но не в региональных) довольно велика доля музеев именно негосударственных. Хотя здесь не обходится, увы, без потерь. На сей раз вы не обнаружите в рейтинге Институт русского реалистического искусства, который год назад занимал 19-ю строчку в перечне самых посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Этого музея, основанного меценатом Алексеем Ананьевым в 2011 году, больше нет.

Как правило, высокие позиции в наших чартах занимают одни и те же институции, хотя от года к году происходят заметные перестановки внутри иерархии. Бывает еще, что картина несколько меняется и в связи с тем, что мы уточняем свои «жанровые критерии» применительно к тому или иному учреждению культуры. Например, в этом году Музеи Московского Кремля впервые включены в рейтинг столичных художественных музеев, а не «музеев с территорией», как прежде. Такая перестановка неминуемо повлекла за собой подвижки в верхней части обеих таблиц.

Разумеется, конкурировать по посещаемости с теми же Музеями Кремля, с Эрмитажем, Третьяковской галереей, Русским музеем мало кто способен. Но вот ведь удается же Мультимедиа Арт Музею опережать Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а Музею Фаберже и «Гаражу», амбициозным «частникам», подбираться довольно близко к показателям Государственного исторического музея. Тут, правда, нелишне напомнить, что посещаемость — отнюдь не единственный критерий оценки работы музеев. Никто не отменял других важнейших функций: хранения, приобретения, систематизации, исследования. Однако культурно-историческая миссия и высоколобые задачи не могут оправдывать отсутствия привлекательности для зрителей. Собственно говоря, директора музеев знают об этом лучше кого бы то ни было. И вовсе не случайно в нашем рейтинге музейные гиганты сопоставляются с популярными выставочными площадками вроде «Эрарты» или Центра фотографии имени братьев Люмьер. В части научной весомости вторым, скорее всего, не тягаться с первыми, но почему бы не посоперничать в борьбе за зрителя?

Таблица посещаемости художественных музеев в регионах производит двойственное впечатление. Прежние лидеры вроде бы на своих местах и с подросшими показателями, но в середине и конце списка обнаруживаются бурные перемены. Отчасти они спровоцированы тем, что мы расширили этот чарт по сравнению с прошлым годом — сейчас в нем 15 позиций вместо прежних 10. Однако количественное приращение в группе лидеров не выглядит механическим: распределение мест оказалось более затейливым, чем простая сумма прежней десятки и добавленных участников. Кстати, похожая картина наблюдается и в рейтинге историко-краеведческих музеев в регионах — в схематическом виде здесь почти то же самое.

Еще один важный чарт посвящен уже упомянутым «музеям с территорией»: парковым комплексам, ландшафтным и историко-архитектурным музеям, кремлям. Это весьма солидная категория с многомиллионными посетительскими оборотами. Напомним, к слову, что именно музеи-заповедники из лидирующей тройки — «Петергоф» и «Царское Село» — оказались минувшим летом на грани коллапса из-за рекордного наплыва китайских туристов. Есть подозрение, что в наступающем сезоне подобного эффекта не случится, но свою лепту в прошлогоднюю статистику китайцы уже внесли. Впрочем, подросла посещаемость не только у питерских дворцов и парков — в других местах тоже зафиксирован рост, но точечно, не у всех подряд. В прошлом году он выглядел более явным и повсеместным. Возможное объяснение: внутренний туризм после нескольких лет подъема начал упираться в некие препятствия, объективные или субъективные. Причем еще до всякой пандемии.

Та же гипотеза может касаться и другой таблицы, где сведены данные по литературным и мемориальным музеям, а также музеям-усадьбам. Здесь тоже усматриваются колебания в обе стороны от прошлогодних цифр, хотя большинство учреждений из топ-15 все же показывает рост. А вот персональные приоритеты у публики остаются из года в год неизменными. Имя Александра Сергеевича Пушкина встречается в этом списке четырежды (и еще один раз подразумевается — в случае с музеем-усадьбой «Остафьево»); имя Владимира Ильича Ленина возникает дважды — применительно к местам рождения и смерти вождя мирового пролетариата (Ульяновск и подмосковные Горки). По-прежнему в большом почете Есенин, Лермонтов, Лев Толстой, Тютчев, Циолковский и Чайковский. Между прочим, не зарастает народная тропа и к музею Бориса Ельцина в Екатеринбурге.

Наконец, про тематические музеи. Эту категорию, несколько условную, мы впервые выделили в рейтинге за 2018 год, чтобы собрать воедино сведения от военно-исторических, естественно-научных, научно-технических и этнографических музеев. Первые предсказуемо лидируют: музеи-заповедники, посвященные Сталинградской битве и обороне Севастополя, вновь возглавляют этот рейтинг с семизначными цифрами посещаемости. Высоки показатели и ведомственных музеев Министерства обороны — Военно-морского в Петербурге и Вооруженных Сил в Москве. Из сугубо или относительно гражданских институций свою высокую популярность еще раз подтвердили Музей Мирового океана в Калининграде, Дарвиновский музей и Музей космонавтики в Москве, Кунсткамера в Петербурге. Обратите внимание, что и этот чарт мы расширили в нынешнем году до топ-15.

В завершение искренне благодарим музеи, откликнувшиеся на нашу просьбу о данных. На этот раз сбор сведений для рейтинга был сопряжен с дефицитом обратной связи; некоторые музеи реагировали в духе «не готовы предоставить информацию в связи со сложившейся ситуацией». Ситуация — пандемия, карантин, надвигающийся экономический кризис — действительно трудная. Тем горячее наша признательность. Особенная благодарность — Министерству культуры РФ. Благодаря его поддержке мы смогли учесть даже те институции, которые не ответили на наш запрос напрямую.


Самые посещаемые художественные музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-25

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-15

Самые посещаемые парковые комплексы, ландшафтные, историко-архитектурные музеи, кремли. Топ-25

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-15

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи, музеи-усадьбы. Топ-15

Самые посещаемые тематические музеи России (военно-исторические, естественно-научные, научно-технические, этнографические). Топ-15

Рейтинг подготовили: Дарья Глушко, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Динара Шарлапаева, Светлана Янкина


Методология

• • •
В рейтинге учитывались посетители постоянных экспозиций и временных выставок (в том числе в составе экскурсий), а также участники культурно-образовательных программ и массовых мероприятий.
• • •

Показатели всех музеев приведены с учетом филиалов, если таковые имеются.
• • •
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости наряду со сведениями музеев.

Просмотры: 7103
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Участников челленджа Музея Гетти увековечили в книге
Карантинные фотопародии по мотивам известных произведений из соцсетей перекочевали в специальное издание.
28 июля 2020
4
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
5
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
6
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
7
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
8
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
9
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
10
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru