18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самые популярные в искусстве: главные выставки и музеи 2019 года

№82
Материал из газеты

Ай Вэйвэй стал самым популярным художником в мире, а музеи Лондона установили новые рекорды. Но не станет ли 2019-й последним годом роста музейной посещаемости?

Теперь официально: Ай Вэйвэй — самый популярный художник в мире. Ретроспектива китайского диссидента в Бразилии, его крупнейшая на сегодняшний день выставка и первая в этой южноамериканской стране, стала абсолютным хитом и возглавила международный рейтинг посещаемости выставок за 2019 год. В общей сложности болеe 1,1 млн человек побывали на этой ретроспективе, которая начала работу в экспозиционном пространстве Оса в Сан-Паулу, побывала в Белу-Оризонти и Куритибе, а затем добралась до филиала Культурного центра Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро, где ее ежедневно посещало 9172 человека (всего около 600 тыс.). В числе представленных на ней работ была серия крупномасштабных скульптур из корней находящихся под угрозой исчезновения деревьев пекуи, растущих в бразильском атлантическом лесу. Особую актуальность выставке придавало то печальное обстоятельство, что прошлым летом в дождевых лесах Амазонки бушевали пожары, пик которых пришелся на август, когда выставка открылась в Рио. В декабре Ай Вэйвэй сказал The Art Newspaper: «Корни — последнее свидетельство того, что у нас есть, печальный панегирик человеческой глупости».

Мультяшки, Мунк, Тутанхамон: самые популярные выставки мира

Триумф Ай Вэйвэя помог Культурному центру Банка Бразилии занять все три первые строки в рейтинге самых популярных в мире выставок за 2019 год (по количеству посетителей в день). На первом и втором местах расположилась бесплатная путешествующая выставка, посвященная работе компании DreamWorks. В экспозицию, организованную анимационной студией совместно с мельбурнским Австралийским центром движущихся образов, где она впервые открылась в 2014 году, вошло около 400 экспонатов, в числе которых раскадровки, эскизы, рисунки и макеты для таких популярных мультфильмов, как «Шрек», «Мадагаскар» и «Кунг-фу-панда». В Рио выставку ежедневно посещало в среднем по 11380 человек, а в Белу-Оризонти — по 9277. В последний раз Культурный центр Банка Бразилии возглавлял рейтинг посещаемости в 2016 году с другой тройкой выставок, среди которых была подборка шедевров постимпрессионизма (9700 человек в день). Бесплатные выставки Культурного центра Банка Бразилии, которые он проводит на своих четырех площадках в разных городах страны, в 2019 году посетило почти 5,6 млн человек, что на 28% больше, чем в 2018-м, и на 36% больше, чем в 2017 году.

О стабильности спроса на западные шедевры в Японии свидетельствует успех выставок в Токийском городском художественном музее, посвященных Эдварду Мунку (8931 ч/д) и Густаву Климту (7808 ч/д), которые заняли четвертую и пятую строки сводного рейтинга самых успешных выставок мира. Популярность экспозиции Мунка не в последнюю очередь связана с участием в ней версии «Крика» 1910 года, выполненной темперой и маслом на картоне, которую предоставил Музей Мунка в Осло (сроки его открытия в новом здании перенесены с весны на осень). Еще одним хитом в Токио стала передвижная выставка произведений импрессионистов из лондонской Галереи Курто (3802 ч/д), хотя и уступившая по популярности версии в парижском Фонде Louis Vuitton (4712 ч/д).

Однако японская аудитория также умеет ценить искусство, созданное дома. Об этом говорит посещаемость Токийского национального музея в то время, когда там шла выставка, посвященная жизни японского буддийского монаха, превратившего храмовый комплекс То-дзи в центр эзотерического буддизма школы сингон (7697 ч/д). При этом самой популярной выставкой Японии по-прежнему остается экспозиция сокровищ из храма Сёсоин в Национальном музее в Наре. Хотя их 71-й ежегодный показ на протяжении трех недель ежедневно привлекал по 13140 посетителей в день (227133 в общей сложности), ввиду религиозного характера экспонатов его следует отнести к особой категории, и потому он не вошел в общий выставочный рейтинг.

Париж покорил Тутанхамон с передвижной выставкой, которую преподнесли как последнюю возможность увидеть погребальный инвентарь из гробницы «мальчика-фараона» перед его возвращением в постоянную экспозицию нового Большого Египетского музея, открытие которого в Каире должно состояться в нынешнем году. Ежедневно около 7735 посетителей (в общей сложности 1,4 млн) стекались в Гранд-аль-де-ла-Виллетт, чтобы увидеть древние диковинки — от золотых тапочек фараона до погребальных статуэток ушебти всевозможных форм и размеров. Так был побит предыдущий парижский рекорд Тутанхамона, установленный в 1967 году выставкой в Пти-пале, на которой побывало 1,2 млн человек.

Юбилеи всегда способствуют высокой посещаемости, а 2019 год был просто битком набит крупными датами. Блокбастер Леонардо в Лувре стал бриллиантом в короне выставок, приуроченных к 500-летию со дня смерти мастера. Но из-за того, что экспозиция завершила работу только в текущем году, ее рекордному 1,1 млн посетителей придется дожидаться рейтинга за 2020 год.

В ряду других выдающихся посвящений Леонардо — выставка одной его картины, «Святого Иеронима» из Ватикана, в нью-йоркском Метрополитен-музее (3099 ч/д) и британская передвижная выставка рисунков из собрания королевы. Королевская коллекция отказалась предоставить данные о посещаемости экспозиции в Галерее королевы в Букингемском дворце в Лондоне и в Холирудском дворце в Эдинбурге, что не позволяет нам оценить ее популярность в целом. Но посещаемость усеченных версий выставки в Манчестерской художественной галерее (2677 ч/д) и в Художественной галерее и музее Келвингроув в Глазго (1409 ч/д) свидетельствуют о здоровом интересе со стороны публики.

Посещаемость Музея истории искусств в Вене выросла более чем вдвое и составила 1,8 млн человек благодаря блокбастеру Брейгеля, приуроченному к 450-летию со дня смерти художника. Экспозиция, которую посмотрело в общей сложности 408 тыс. человек (3923 ч/д), побила предыдущий рекорд музея, установленный в 2005 году выставкой испанского художника Франсиско Гойи (3460 ч/д). Королевские музеи изящных искусств в Бельгии, которым принадлежит вторая по величине коллекция картин Брейгеля, запустили к юбилею серию инициатив, в том числе мультимедийные инсталляции и «тропу Брейгеля», что вела по всему брюссельскому музею. Вместе с рекордной выставкой «Дали и Магритт», которая завершилась только в нынешнем году и потому также войдет только в следующий рейтинг, эти проекты способствовали впечатляющему росту посещаемости музея на целых 60% до 1,1 млн.

Как в Нидерландах, так и за их пределами музеи старались изо всех сил, готовясь отметить 350-летие со дня смерти Рембрандта. Собрав в одной экспозиции все произведения мастера из своей коллекции, амстердамский Рейксмузеум получил рекордный год с 2,7 млн посетителей, из которых 455 тыс. (3922 ч/д) посмотрели выставку «Все Рембрандты».

Национальный музей Прадо посвятил Рембрандту выставку, объединившую работы лейденского мастера с произведениями других тяжеловесов XVII века — Веласкеса и Вермеера (4553 ч/д). Но, несмотря на то что проект стал самой посещаемой выставкой в Испании и совпал с празднованием 200-летия Прадо, мадридскому музею не хватило 175 тыс. человек, чтобы повторить собственный рекорд посещаемости в 3,7 млн, установленный в 2018 году.

Лондонские музеи процветают, а парижские и вашингтонские страдают. Лувр по-прежнему велик

Лувр в очередной раз возглавил сводный мировой рейтинг музейной посещаемости с 9,6 млн зрителей — это на 600 тыс. меньше, чем в 2018 году, но все равно очень впечатляюще. Прошлогодние социальные волнения вызвали снижение посещаемости четырех из пяти самых популярных музеев Парижа. Исключением стал Орсе, второй по посещаемости музей города, где побывало 3,7 млн человек, что на 11% больше, чем в 2018 году (13-е место в общемировом списке).

Национальный музей Китая в Пекине сохранил за собой второе место с 7,4 млн посетителей. За ним следуют Музеи Ватикана (6,9 млн), которые впервые заняли третью строку рейтинга. Они поменялись местами с Метрополитен-музеем (6,5 млн), посещаемость которого в минувшем году снизилась по сравнению с почти 7 млн в 2018-м, когда здесь шел блокбастер «Божественные тела. Мода и католическое воображение» (1,7 млн; 10919 ч/д), придуманный Институтом костюма и занимавший не только пространство на Пятой авеню, но и филиал Клойстерс.

Британский музей вернул себе отнятое в 2018 году Тейт Модерн звание самого посещаемого музея Великобритании с 6,2 млн посетителей, что на 400 тыс. больше, чем в предыдущем году. Самой популярной его выставкой 2019 года стала «Манга» (1920 ч/д), которая пользовалась большим успехом, чем бесплатная экспозиция рисунков Рембрандта из собственной коллекции музея (1823 ч/д).

Но на самом деле повод для радости есть как раз у Тейт и Тейт Модерн: оба музея провели рекордный год. Тейт Модерн посетило 6,1 млн человек — на 230 тыс. больше, чем в 2018 году, хотя ни одна из его выставок не достигла посещаемости экспозиции Пикассо 2018 года (2802 ч/д). В 2019 году самыми популярными выставками здесь стали экспозиция Пьера Боннара (2388 ч/д) и проект «Часы» Кристиана Марклея (1890 ч/д), ежедневно привлекавший в Лондоне больше людей, чем в нью-йоркском МоМА в 2012 году (1547 ч/д). Тейт посетило около 1,8 млн человек (на 536 тыс. больше, чем годом ранее), 422 тыс. из которых побывали на популярной экспозиции «Ван Гог и Британия».

Приостановка работы правительства в Вашингтоне на 35 дней оказала существенное влияние на посещаемость находящихся на государственном финансировании музеев города, которые были закрыты большую часть января. Суммарная посещаемость Смитсоновского музея американского искусства и Национальной портретной галереи, делящих одно здание, снизилась на 604 тыс. Посещаемость Галереи Ренвика упала на 500 тыс., а Национальной художественной галереи — на 330 тыс. Однако эту тенденцию нарушает Музей Хиршхорна, где побывало 891 тыс. человек — почти на 10 тыс. больше, чем в 2018 году.

The Art Newspaper публикует ежегодные рейтинги посещаемости в том или ином виде уже более двух десятилетий. Данные, собранные для этого отчета, отражают обычные колебания в численности посетителей разных музеев мира, при этом рассмотренный период предшествует глобальным мерам изоляции, связанным с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Необходимо отметить, что некоторые музеи Азии и Италии не смогли принять участие в сборе данных, поскольку были закрыты в период, когда мы проводили исследование. Мы хотели бы выразить благодарность за помощь сотрудникам музеев, занимающимся связями с прессой. Пандемия и осознание миром искусства масштабов климатического кризиса ведут к изменению представлений о роли музеев и о посещении выставок. Не исключено, что в следующем году мы обнаружим, что «самые популярные в искусстве» определяются скорее онлайн-показателями, чем присутствием в физическом пространстве.


Рейтинг подготовили: Валентина Бин, Эрин Ирвин и Ванесса Тилл.

Методология
• • •
Среднее количество посетителей в день (ч/д) рассчитывается автоматически базой данных. Вычисляется количество дней, в течение которых выставка была открыта, с учетом непредвиденных закрытий, а затем общая цифра посещения делится на количество дней.
• • •
Все данные предоставлены музеями и галереями.
• • •
Некоторые музеи предлагают несколько выставок по одному билету — они показаны как одно посещение.
• • •
Выставки, которые были бесплатными для посещения, будь то весь музей или отдельная экспозиция, отмечены звездочкой (*).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+