The Art Newspaper Russia
Поиск

Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год

В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских

Возглавляют топ самых посещаемых музеев мира, по версии наших коллег из The Art Newspaper, как и в прежние годы, Лувр и Национальный музей Китая. Лувр хоть чуть-чуть и сократил посещаемость (в 2018 году было 10,2 млн, в 2019-м — 9,6 млн), но по-прежнему далеко впереди конкурентов. Государственный Эрмитаж на восьмом месте с 4,96 млн посетителей — великий российский музей давно держит это место, лишь иногда отступая на девятую строчку. Музеи Ватикана вскарабкались на третье место (6,88 млн), вытеснив на четвертое Метрополитен-музей (6,47 млн). Но в целом десятка выглядит, как обычно, устойчиво. Остальные места в топ-10 самых посещаемых музеев мира распределились так: пятое место — Британский музей (6,23 млн), шестое — Тейт Модерн (6,09 млн), седьмое — лондонская Национальная галерея (6,01 млн), девятое — Центр искусства королевы Софии в Мадриде (4,42 млн), замыкает топ-10 вашингтонская Национальная художественная галерея (4,07 млн). 

Кроме Эрмитажа, в топ-100 самых посещаемых вошли еще пять российских музеев. Это Музеи Московского Кремля (17-е место, 3,1 млн), Государственная Третьяковская галерея (20-е место, 2,84 млн), Государственный Русский музей (25-е место, 2,39 млн), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (46-е место, 1,48 млн), Музей современного искусства «Гараж» (84-е место, 942,16 тыс.). Все они улучшили свое положение в рейтинге по сравнению с прошлым годом. 

Важно учитывать, что наши английские коллеги не вносят в свой топ музеи, в состав которых входят парки, — например, Версаль, посещаемость которого составляет больше 10 млн человек в год. В рейтинге посещаемости российских музеев, который наша редакция готовит ежегодно и который будет опубликован в мае, будут учтены российские «версали» — музеи-заповедники «Петергоф» и «Царское Село» (в 2018-м имели посещаемость 5,71 млн и 4,09 млн) — и другие отечественные музеи-«миллионники».

Если в списке музеев места в целом давно распределены, то в рейтинге самых посещаемых выставок всегда жесткая конкуренция. Самой посещаемой российской выставкой в 2019 году стала «Щукин: биография коллекции», которая прошла в ГМИИ им. А.С.Пушкина в июне — сентябре. Прямо за ней идет ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее, состоявшаяся в марте — августе. Эти выставки посещало по 4,518 тыс. и 4,492 тыс. человек в день, они заняли 42-ю и 43-ю строчки мирового рейтинга. Выставки ранжируются в зависимости от средней посещаемости в день (по общему количеству посетителей, 601 тыс. человек, Репин бьет Щукина с 345 тыс. человек). 

В международный топ-500 выставок вошло в целом два десятка российских проектов. Среди них ретроспектива Архипа Куинджи и выставка Эдварда Мунка в Третьяковке (95-е и 126-е места), «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914» и «Три коллекции» в Русском музее (116-е и 141-е места), международный проект музея «Гараж» «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» (162-е место). Во второй сотне — выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля», другие проекты Третьяковской галереи, ГМИИ, Эрмитажа и «Гаража».

Лидер мирового выставочного рейтинга — это проект, посмотреть на который собиралось по 10 тыс. человек в день; он был посвящен анимации кинокомпании DreamWorks, той самой, фильмы и мультфильмы которой получают самые большие в мире кассовые сборы («Мышиная охота», «Шрек», «Боевой конь» и др.). Культурный центр Банка Бразилии показал его на своих площадках в Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти (1-е и 2-е места по посещаемости). На 3-м месте выставка инсталляций знаменитого китайского художника Ай Вэйвэя, устроенная тем же Культурным центром Банка Бразилии в Рио (по 9,2 тыс. человек в день). Все три проекта были бесплатными. 

Далее идут выставки, за просмотр которых зрители готовы были заплатить деньги, — ретроспектива Эдварда Мунка и проект «Густав Климт. Вена, Япония, 1900», — обе прошли в Токийском художественном музее «Метрополитен» (по 8,9 тыс. и 7,8 тыс. человек в день, 4-е и 5-е места). За ними следует выставка «Тутанхамон. Сокровища золотого фараона» в выставочном комплексе Grande Halle парижского парка Ла-Виллет (7,7 тыс.). 

Материалы по теме
Просмотры: 5078
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Участников челленджа Музея Гетти увековечили в книге
Карантинные фотопародии по мотивам известных произведений из соцсетей перекочевали в специальное издание.
28 июля 2020
4
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
5
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
6
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
7
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
8
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
9
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
10
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru