18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Земная и небесная сферы сошлись для реставрации

В Реставрационном центре Грабаря работают над уникальными парными глобусами XVII века мастерской Блау, земным и небесным, из коллекции Государственного исторического музея

Драматическая история уникальных парных глобусов — земного, который уже отреставрирован и был представлен публике, и небесного, для которого все еще впереди, — позволяет проследить эволюцию реставрационной мысли и технологий в последние десятилетия.

Глобусы амстердамской мастерской Виллема Блау и его наследников — вожделенные предметы для любой исторической коллекции. Ученик великого астролога и астронома Тихо Браге делал глобусы и карты с начала 1600-х годов; в 1633-м он стал картографом Голландской республики и Ост-Индской компании — это давало ему доступ к самым свежим географическим данным. Мастерская, кроме карт печатавшая научные книги, во второй половине XVII века перешла к сыновьям астронома, Яну и Корнелиусу Блау. В 1698 году, после большого пожара в Амстердаме и смерти одного из братьев, компания прекратила свое существование.

Звезда экспозиции Исторического музея — Большой глобус Блау был куплен по распоряжению Петра I во время его поездки с Великим посольством по Европе в 1697–1698 годах. В Московском Кремле для глобуса был выстроен специальный павильон. В 1730 году его перевезли в Сухареву башню, в Навигацкую школу, а в 1750-м отправили в Санкт-Петербург в Академию наук. В Историческом музее глобус хранится с 1912 года. Огромный, почти двухметровый вместе с подставкой, он сделан из меди и расписан красками по грунту. В начале 2000-х с ним были проведены комплексные реставрационные работы.

Но в коллекции ГИМ есть еще парные глобусы мастерской Блау — земная и небесная сферы 1647 года, предметы абсолютно уникальные. Они были куплены музеем в 1925 году у семьи инженера путей сообщения Эдуарда Айспора. Глобусы были представлены в постоянной экспозиции музея, однако к 1986 году им очевидно потребовалась реставрация. Начать решили с земного — более информативного для исследователей и привлекательного для посетителей. Специалисты ГИМ сняли со сферы бумажные сегменты карты, сделали пробные расчистки. Но технология реставрации таких сложных трехмерных объектов тогда была несовершенна, и даже консультации с европейскими специалистами не помогли: сфера и бумажные сегменты были сильно деформированы, соединить их обратно не удалось. Экспонаты ждали 30 лет, пока не появились новые технологии и, что немаловажно, средства. Их выделил спонсор Исторического музея, юридическая фирма «Городисский и партнеры».

В 2018–2019 годах работу над земным глобусом начали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря, в мастерской реставрации графики.

Пара глобусов Блау — это сферы из папье-маше диаметром 68 см с наклеенными сегментами карты, которая напечатана в технике резцовой гравюры с последующей росписью. Уже снятые с поверхности земной сферы 38 гравированных сегментов карты имели повреждения от вращения, разрывы и потертости. Но главное, они были покрыты многими слоями подобия лака из яичного белка, которым прежние владельцы пытались защитить уже загрязненную поверхность. От времени белок стал жестким, деформировал и рвал бумагу. Его пришлось удалять специальным ферментным препаратом. Сфера из папье-маше тоже была серьезно повреждена: покрыта трещинами и вмятинами, ее половинки расходились из-за поздних деревянных вставок.

«При состыковке полусфер приходилось изощряться и пропускать укрепляющий материал через другие имеющиеся отверстия и фиксировать состыкованные фрагменты изнутри», — рассказывает художник-реставратор высшей категории Евгения Мымрина, проводившая работы. Затем трещины заполняли грунтом из мела с осетровым клеем, а поверхность выравнивали слоями японской бумаги. Расчищенные бумажные фрагменты, на которых заново проступили контуры континентов и фигурки фантастических существ, населяющих земли и воды, закрепили на сфере клеем из пшеничного крахмала. Таким образом, была максимально соблюдена технология XVII века. Уточнить расположение секторов карты и рассчитать так, чтобы все швы совпали, помогла подробная 3D-модель. Готовый земной глобус представили публике в январе 2020 года.

«Земная сфера попала к нам в руки в состоянии незавершенной реставрации 30-летней давности. Глобус был разобран, и на его примере мы поняли, как все устроено. Это дает уверенность. К небесной сфере мы хотим применить другой подход, сделав акцент на консервации. Наша задача — устранить разрушающие факторы и все зафиксировать, — объясняет Евгения Мымрина. — Мы должны убрать белковую пленку, которая коробится и приподнимает красочный слой. Хотим это сделать, не отделяя сегменты карты от сферы, используя гелевые системы, позволяющие работать на поверхности бумаги, удаляя загрязнения и поверхностное покрытие, не проникая в глубь структуры бумаги. Там, где на сфере есть крупные повреждения, бумага уже отошла, и планируется локально их заполнять». Пока что реставраторы раздумывают, заполнять ли новой бумагой и тонировками крупные утраты; советами помогают коллеги из Музея глобусов в Вене. Сейчас отреставрирована деревянная подставка небесной сферы и сделана ее 3D-модель.

«Реставрация таких уникальных памятников — это действительно событие мирового масштаба, — говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. — Глобусы Блау имеют важное значение как источник знаний о Великих географических открытиях и развитии европейской научной мысли. Они хранятся почти во всех крупнейших музейных хранилищах, а в России имеются в единственном экземпляре — у нас в музее. Перед реставраторами Центра Грабаря  стояла очень сложная задача — восстановить все элементы глобуса, сохраняя его аутентичность, и они проделали огромную работу. По планам работы с памятниками окончательно завершатся к концу 2021 года. А у музея пока есть время, чтобы найти им достойное место на экспозиции».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+