18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Земная и небесная сферы сошлись для реставрации

В Реставрационном центре Грабаря работают над уникальными парными глобусами XVII века мастерской Блау, земным и небесным, из коллекции Государственного исторического музея

Драматическая история уникальных парных глобусов — земного, который уже отреставрирован и был представлен публике, и небесного, для которого все еще впереди, — позволяет проследить эволюцию реставрационной мысли и технологий в последние десятилетия.

Глобусы амстердамской мастерской Виллема Блау и его наследников — вожделенные предметы для любой исторической коллекции. Ученик великого астролога и астронома Тихо Браге делал глобусы и карты с начала 1600-х годов; в 1633-м он стал картографом Голландской республики и Ост-Индской компании — это давало ему доступ к самым свежим географическим данным. Мастерская, кроме карт печатавшая научные книги, во второй половине XVII века перешла к сыновьям астронома, Яну и Корнелиусу Блау. В 1698 году, после большого пожара в Амстердаме и смерти одного из братьев, компания прекратила свое существование.

Звезда экспозиции Исторического музея — Большой глобус Блау был куплен по распоряжению Петра I во время его поездки с Великим посольством по Европе в 1697–1698 годах. В Московском Кремле для глобуса был выстроен специальный павильон. В 1730 году его перевезли в Сухареву башню, в Навигацкую школу, а в 1750-м отправили в Санкт-Петербург в Академию наук. В Историческом музее глобус хранится с 1912 года. Огромный, почти двухметровый вместе с подставкой, он сделан из меди и расписан красками по грунту. В начале 2000-х с ним были проведены комплексные реставрационные работы.

Но в коллекции ГИМ есть еще парные глобусы мастерской Блау — земная и небесная сферы 1647 года, предметы абсолютно уникальные. Они были куплены музеем в 1925 году у семьи инженера путей сообщения Эдуарда Айспора. Глобусы были представлены в постоянной экспозиции музея, однако к 1986 году им очевидно потребовалась реставрация. Начать решили с земного — более информативного для исследователей и привлекательного для посетителей. Специалисты ГИМ сняли со сферы бумажные сегменты карты, сделали пробные расчистки. Но технология реставрации таких сложных трехмерных объектов тогда была несовершенна, и даже консультации с европейскими специалистами не помогли: сфера и бумажные сегменты были сильно деформированы, соединить их обратно не удалось. Экспонаты ждали 30 лет, пока не появились новые технологии и, что немаловажно, средства. Их выделил спонсор Исторического музея, юридическая фирма «Городисский и партнеры».

В 2018–2019 годах работу над земным глобусом начали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря, в мастерской реставрации графики.

Пара глобусов Блау — это сферы из папье-маше диаметром 68 см с наклеенными сегментами карты, которая напечатана в технике резцовой гравюры с последующей росписью. Уже снятые с поверхности земной сферы 38 гравированных сегментов карты имели повреждения от вращения, разрывы и потертости. Но главное, они были покрыты многими слоями подобия лака из яичного белка, которым прежние владельцы пытались защитить уже загрязненную поверхность. От времени белок стал жестким, деформировал и рвал бумагу. Его пришлось удалять специальным ферментным препаратом. Сфера из папье-маше тоже была серьезно повреждена: покрыта трещинами и вмятинами, ее половинки расходились из-за поздних деревянных вставок.

«При состыковке полусфер приходилось изощряться и пропускать укрепляющий материал через другие имеющиеся отверстия и фиксировать состыкованные фрагменты изнутри», — рассказывает художник-реставратор высшей категории Евгения Мымрина, проводившая работы. Затем трещины заполняли грунтом из мела с осетровым клеем, а поверхность выравнивали слоями японской бумаги. Расчищенные бумажные фрагменты, на которых заново проступили контуры континентов и фигурки фантастических существ, населяющих земли и воды, закрепили на сфере клеем из пшеничного крахмала. Таким образом, была максимально соблюдена технология XVII века. Уточнить расположение секторов карты и рассчитать так, чтобы все швы совпали, помогла подробная 3D-модель. Готовый земной глобус представили публике в январе 2020 года.

«Земная сфера попала к нам в руки в состоянии незавершенной реставрации 30-летней давности. Глобус был разобран, и на его примере мы поняли, как все устроено. Это дает уверенность. К небесной сфере мы хотим применить другой подход, сделав акцент на консервации. Наша задача — устранить разрушающие факторы и все зафиксировать, — объясняет Евгения Мымрина. — Мы должны убрать белковую пленку, которая коробится и приподнимает красочный слой. Хотим это сделать, не отделяя сегменты карты от сферы, используя гелевые системы, позволяющие работать на поверхности бумаги, удаляя загрязнения и поверхностное покрытие, не проникая в глубь структуры бумаги. Там, где на сфере есть крупные повреждения, бумага уже отошла, и планируется локально их заполнять». Пока что реставраторы раздумывают, заполнять ли новой бумагой и тонировками крупные утраты; советами помогают коллеги из Музея глобусов в Вене. Сейчас отреставрирована деревянная подставка небесной сферы и сделана ее 3D-модель.

«Реставрация таких уникальных памятников — это действительно событие мирового масштаба, — говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. — Глобусы Блау имеют важное значение как источник знаний о Великих географических открытиях и развитии европейской научной мысли. Они хранятся почти во всех крупнейших музейных хранилищах, а в России имеются в единственном экземпляре — у нас в музее. Перед реставраторами Центра Грабаря  стояла очень сложная задача — восстановить все элементы глобуса, сохраняя его аутентичность, и они проделали огромную работу. По планам работы с памятниками окончательно завершатся к концу 2021 года. А у музея пока есть время, чтобы найти им достойное место на экспозиции».

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+