18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лев Бакст, портрет художника в образе еврея

№82
Материал из газеты

Блестящая книга французского историка искусства и писателя Ольги Медведковой — первая интеллектуальная биография Льва Бакста (1866–1924) и философия этой биографии

Микроисторическое исследование читается как роман. Автор не отрывает реальную жизнь художника от его устремлений и идеалов, а историческую личность видит в контексте бакстовской эго-легенды.

Сознательно помещая себя в эти «межбытийственные» пространства, историк именно там обнаруживает зону еврейской эмансипации, где и находится территория свободного творчества Бакста. Намерение «стать еврейским художником, то есть художником с еврейским стилем и еврейской тематикой», оборачивается синкретизмом взглядов и тончайшей риторикой. Еврейские мотивы и темы оказываются не целью, но условием серьезности творчества, необходимостью искусства как служения.

В случае Бакста (и, как теперь очевидно, не только его) русское еврейство рубежа XIX–XX веков есть презумпция интеллигентской ответственности. Вместе с автором мы следим за кругом знакомств и списком чтения главного героя, за витающими в воздухе ницшеанскими идеями и антисемитскими легендами, за семейной драмой и выпроваживанием мэтра из столицы. Из прошлого возникают бабушка Бакстер и дедушка Розенберг — и мы вдруг видим в хрестоматийном портрете еврея Уриэля Акосты образ отца художника, а в панно для дома Ротшильдов — пеликана-Авраама! Внимание к деталям рисунков и картин позволяет автору ухватить суть: сознательное скрещивание Бакстом древних традиций — Египта, Библии, христианства, «греческого монотеизма» — в поисках обещанного невыказуемого еврейства, «мечты о прекрасном человечестве в иудейском контексте».

Название книги отсылает к Джеймсу Джойсу, а содержание — к Марселю Прусту, который на страницах «В поисках утраченного времени» восхищается «гением Бакста». Жизнь и литература, правда и поэзия соприкасаются в этих странных романах. Подобно их героям, Бакст прячется за биографов, через которых настойчиво проговаривает суть своих исканий. Гуляя с Валентином Серовым по Афинам или с художественным критиком Бернардом Беренсоном по Флоренции, он прозревает в гуманизме и Возрождении настоящее искусство, ради которого молодому художнику только и стоит жить. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+