The Art Newspaper Russia
Поиск

Работы Бакста из гастрольного сундука Михаила Фокина показывают в Италии

В венецианском палаццо Чини прослежена карьера Льва Бакста как театрального дизайнера, от первых постановок в Эрмитажном театре до триумфальных дягилевских «Русских сезонов» в Париже

Выставка «Лев Бакст. Символ „Русского балета“», организованная и профинансированная Министерством культуры РФ в рамках Года России в Италии, стала результатом сотрудничества Санкт-Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства, откуда приехала большая часть предметов, Института театра и оперы итальянского Фонда Чини и Центра изучения культуры России при венецианском Университете Ка’Фоскари. Большинство экспонатов происходит из личной коллекции знаменитого хореографа Михаила Фокина, поставившего самые известные дягилевские балеты. 

Фонд Чини, базирующийся в бывшем бенедиктинском монастыре на острове Сан-Джорджо-Маджоре, знаменит своими исследованиями в области истории искусства и выставками (сейчас, например, там гостит павильон Ватикана с современными часовнями, созданными для международной Архитектурной биеннале). Однако в нем есть и специальный департамент, посвященный театру и опере. По предварительной договоренности можно посетить зал Элеоноры Дузе — самый большой в мире архив, связанный с деятельностью великой итальянской актрисы. В коллекции фонда находится и уступающее только Библиотеке Конгресса США собрание театральных либретто и программок — некоторые из них, происходящие из коллекции хореографа Ауреля Милоша, представлены на выставке Льва Бакста.

В 2014 году фонд открыл для посещения палаццо, в котором жил его основатель Витторио Чини (1885–1977), вместе с его коллекцией работ ренессансных художников феррарской школы и ранним панно Сандро Боттичелли. В палаццо Чини, расположенном по соседству с Коллекцией Пегги Гуггенхайм в районе Дорсодуро, проходят и выставки.

Выставка Льва Бакста занимает несколько залов и при всей своей компактности радует продуманностью. Кураторы — директор Института театра и оперы Фонда Чини Мария-Ида Биджи и директор Санкт-Петербургского музея музыкального и театрального искусства Наталья Метелица — сосредоточились на основных этапах театральной карьеры Бакста, хотя в экспозиции можно встретить и, например, его агитационный плакат, созданный для Красного Креста во время Первой мировой войны. Большим подспорьем для итальянского зрителя должен служить фильм о жизни художника. В первом зале эффектно высвечены два манекена в костюмах — Тесея из «Ипполита» 1902 года и Воина из «Эдипа в Колоне» 1904 года. В главном зале в центре также два оригинальных костюма, один из них — настоящий раритет. В этом костюме Амуна в ставшем легендой дягилевской антрепризы балете «Клеопатра» (1908) вместе с Идой Рубинштейн танцевал сам Михаил Фокин. Известно, что он попросил художника сделать египетскую набедренную повязку асимметричной, чтобы рисунок танца, имитирующего древнеегипетские барельефы, был более выразительным. Всего в экспозиции шесть оригинальных костюмов, почти 40 эскизов костюмов к таким спектаклям, как «Сердце маркизы», «Видение розы», «Фея кукол», «Карнавал», «Клеопатра», «Нарцисс», «Голубой бог», «Дафнис и Хлоя», «Манон Леско», более 50 оригинальных фотографий и множество документов, а также редкий макет декорации к «Ипполиту». 

Хранитель театрально-декорационного искусства в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства Елена Федосова рассказала нашей газете о происхождении экспонатов, большинство из которых сохранились благодаря хореографу Михаилу Фокину (1880–1942), буквально подбиравшему за своим коллегой то, что могло исчезнуть навсегда, как, например, ставшие впоследствии такими знаменитыми эскизы костюмов к «Нарциссу». 

«Основа нашего собрания произведений Льва Бакста — это коллекция Михаила Фокина, которая не была им вывезена за рубеж. Нам ее передала его жена Вера Фокина, плюс тут есть один костюм, который сын Фокина Виталий подарил музею вместе с гастрольным сундуком отца, с его личными костюмами, в том числе костюм Амуна. Это не массовка, это персональный костюм. Остальные костюмы — это гардероб Императорских театров, который тоже попал к нам. Тут также представлены вещи из собрания Никиты Лобанова-Ростовского, которое было передано нашему музею. Это действительно первая такая полная выставка Бакста в Италии. Тут только нет костюмов к «Спящей красавице», так как мы сейчас в Санкт-Петербурге открываем выставку к юбилею Мариуса Петипа и они нам были нужны там».

Для итальянской стороны важно было представить и сотрудничество Льва Бакста с Габриеле д’Аннунцио — эскизы к скандальной мистерии «Мученичество святого Себастьяна», где заглавную роль исполнила Ида Рубинштейн. Поскольку выставка сосредоточена на театральных работах Бакста, тут нет других его легендарных работ, связанных с Венецией, а именно костюмов, созданных для эксцентричной маркизы Казати, дружившей и с д’Аннунцио, и с многими художниками. По ее заказу Лев Бакст создал костюмы для бала в духе картин Пьетро Лонги, а бал проходил прямо на площади Сан-Марко.

Влияние дизайнерских решений Бакста на мировую моду может стать темой отдельной выставки, однако Елена Федосова считает, что и в нынешней экспозиции достаточно сенсационных деталей. Например, фото. «Дягилев всегда нуждался в деньгах, сделать фото артистов в костюмах было достаточно дорого в Париже, поэтому рекламные съемки для сезонов во Франции были сделаны дома, в Петербурге, из экономии», — рассказывает она. 

Возможно, не все любители творчества Бакста знают и о вот такой детали: он тиражировал свои работы, снискавшие успех, для продажи. Так, существует много авторских копий завораживающих эскизов к балету «Нарцисс» (1911) Николая Черепнина, где солировали Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Чувственные образы античных нимф и фавнов появились в творчестве Бакста после поездки с Валентином Серовым в Грецию. Эти работы, появляющиеся на аукционах, подписаны художником. Но те, что мы видим на выставке, не подписаны. Между тем именно они являются собственно первыми и главными. «Эти эскизы не подписаны, но у них безупречное происхождение, так как они из коллекции Фокина. Шили же все тоже в России. Рисунки сдавались в ателье, фактически на уничтожение. Но их забрал Фокин. То есть они первоначальные, по ним потом проводил экспертизу знаток русского авангарда Джон Боулт, и доказано, что это самые свежие эскизы, потом Бакст уже повторял их на продажу», — говорит Елена Федосова.

Директор Института театра и оперы Фонда Чини Мария-Ида Биджи счастлива удачному сотрудничеству. Она рассказала, что фонду было бы интересно сделать выставки и о других героях русского искусства. «Нам очень интересна Наталия Гончарова, потому что она работала для театра и потому что она женщина. Мы также были бы заинтересованы в выставке, посвященной Александре Экстер — ее конструктивистским решениям для театра». 

Следующим громким событием в программе Года России в Италии обещает стать выставка о духовности в русском искусстве в Музеях Ватикана в ноябре, для которой куратор Аркадий Ипполитов отобрал работы из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Палаццо Чини, Венеция
Лев Бакст. Символ „Русского балета"
До 19 ноября

Материалы по теме
Просмотры: 3080
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
10
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru