The Art Newspaper Russia
Поиск

Работы Бакста из гастрольного сундука Михаила Фокина показывают в Италии

В венецианском палаццо Чини прослежена карьера Льва Бакста как театрального дизайнера, от первых постановок в Эрмитажном театре до триумфальных дягилевских «Русских сезонов» в Париже

Выставка «Лев Бакст. Символ „Русского балета“», организованная и профинансированная Министерством культуры РФ в рамках Года России в Италии, стала результатом сотрудничества Санкт-Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства, откуда приехала большая часть предметов, Института театра и оперы итальянского Фонда Чини и Центра изучения культуры России при венецианском Университете Ка’Фоскари. Большинство экспонатов происходит из личной коллекции знаменитого хореографа Михаила Фокина, поставившего самые известные дягилевские балеты. 

Фонд Чини, базирующийся в бывшем бенедиктинском монастыре на острове Сан-Джорджо-Маджоре, знаменит своими исследованиями в области истории искусства и выставками (сейчас, например, там гостит павильон Ватикана с современными часовнями, созданными для международной Архитектурной биеннале). Однако в нем есть и специальный департамент, посвященный театру и опере. По предварительной договоренности можно посетить зал Элеоноры Дузе — самый большой в мире архив, связанный с деятельностью великой итальянской актрисы. В коллекции фонда находится и уступающее только Библиотеке Конгресса США собрание театральных либретто и программок — некоторые из них, происходящие из коллекции хореографа Ауреля Милоша, представлены на выставке Льва Бакста.

В 2014 году фонд открыл для посещения палаццо, в котором жил его основатель Витторио Чини (1885–1977), вместе с его коллекцией работ ренессансных художников феррарской школы и ранним панно Сандро Боттичелли. В палаццо Чини, расположенном по соседству с Коллекцией Пегги Гуггенхайм в районе Дорсодуро, проходят и выставки.

Выставка Льва Бакста занимает несколько залов и при всей своей компактности радует продуманностью. Кураторы — директор Института театра и оперы Фонда Чини Мария-Ида Биджи и директор Санкт-Петербургского музея музыкального и театрального искусства Наталья Метелица — сосредоточились на основных этапах театральной карьеры Бакста, хотя в экспозиции можно встретить и, например, его агитационный плакат, созданный для Красного Креста во время Первой мировой войны. Большим подспорьем для итальянского зрителя должен служить фильм о жизни художника. В первом зале эффектно высвечены два манекена в костюмах — Тесея из «Ипполита» 1902 года и Воина из «Эдипа в Колоне» 1904 года. В главном зале в центре также два оригинальных костюма, один из них — настоящий раритет. В этом костюме Амуна в ставшем легендой дягилевской антрепризы балете «Клеопатра» (1908) вместе с Идой Рубинштейн танцевал сам Михаил Фокин. Известно, что он попросил художника сделать египетскую набедренную повязку асимметричной, чтобы рисунок танца, имитирующего древнеегипетские барельефы, был более выразительным. Всего в экспозиции шесть оригинальных костюмов, почти 40 эскизов костюмов к таким спектаклям, как «Сердце маркизы», «Видение розы», «Фея кукол», «Карнавал», «Клеопатра», «Нарцисс», «Голубой бог», «Дафнис и Хлоя», «Манон Леско», более 50 оригинальных фотографий и множество документов, а также редкий макет декорации к «Ипполиту». 

Хранитель театрально-декорационного искусства в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства Елена Федосова рассказала нашей газете о происхождении экспонатов, большинство из которых сохранились благодаря хореографу Михаилу Фокину (1880–1942), буквально подбиравшему за своим коллегой то, что могло исчезнуть навсегда, как, например, ставшие впоследствии такими знаменитыми эскизы костюмов к «Нарциссу». 

«Основа нашего собрания произведений Льва Бакста — это коллекция Михаила Фокина, которая не была им вывезена за рубеж. Нам ее передала его жена Вера Фокина, плюс тут есть один костюм, который сын Фокина Виталий подарил музею вместе с гастрольным сундуком отца, с его личными костюмами, в том числе костюм Амуна. Это не массовка, это персональный костюм. Остальные костюмы — это гардероб Императорских театров, который тоже попал к нам. Тут также представлены вещи из собрания Никиты Лобанова-Ростовского, которое было передано нашему музею. Это действительно первая такая полная выставка Бакста в Италии. Тут только нет костюмов к «Спящей красавице», так как мы сейчас в Санкт-Петербурге открываем выставку к юбилею Мариуса Петипа и они нам были нужны там».

Для итальянской стороны важно было представить и сотрудничество Льва Бакста с Габриеле д’Аннунцио — эскизы к скандальной мистерии «Мученичество святого Себастьяна», где заглавную роль исполнила Ида Рубинштейн. Поскольку выставка сосредоточена на театральных работах Бакста, тут нет других его легендарных работ, связанных с Венецией, а именно костюмов, созданных для эксцентричной маркизы Казати, дружившей и с д’Аннунцио, и с многими художниками. По ее заказу Лев Бакст создал костюмы для бала в духе картин Пьетро Лонги, а бал проходил прямо на площади Сан-Марко.

Влияние дизайнерских решений Бакста на мировую моду может стать темой отдельной выставки, однако Елена Федосова считает, что и в нынешней экспозиции достаточно сенсационных деталей. Например, фото. «Дягилев всегда нуждался в деньгах, сделать фото артистов в костюмах было достаточно дорого в Париже, поэтому рекламные съемки для сезонов во Франции были сделаны дома, в Петербурге, из экономии», — рассказывает она. 

Возможно, не все любители творчества Бакста знают и о вот такой детали: он тиражировал свои работы, снискавшие успех, для продажи. Так, существует много авторских копий завораживающих эскизов к балету «Нарцисс» (1911) Николая Черепнина, где солировали Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Чувственные образы античных нимф и фавнов появились в творчестве Бакста после поездки с Валентином Серовым в Грецию. Эти работы, появляющиеся на аукционах, подписаны художником. Но те, что мы видим на выставке, не подписаны. Между тем именно они являются собственно первыми и главными. «Эти эскизы не подписаны, но у них безупречное происхождение, так как они из коллекции Фокина. Шили же все тоже в России. Рисунки сдавались в ателье, фактически на уничтожение. Но их забрал Фокин. То есть они первоначальные, по ним потом проводил экспертизу знаток русского авангарда Джон Боулт, и доказано, что это самые свежие эскизы, потом Бакст уже повторял их на продажу», — говорит Елена Федосова.

Директор Института театра и оперы Фонда Чини Мария-Ида Биджи счастлива удачному сотрудничеству. Она рассказала, что фонду было бы интересно сделать выставки и о других героях русского искусства. «Нам очень интересна Наталия Гончарова, потому что она работала для театра и потому что она женщина. Мы также были бы заинтересованы в выставке, посвященной Александре Экстер — ее конструктивистским решениям для театра». 

Следующим громким событием в программе Года России в Италии обещает стать выставка о духовности в русском искусстве в Музеях Ватикана в ноябре, для которой куратор Аркадий Ипполитов отобрал работы из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Палаццо Чини, Венеция
Лев Бакст. Символ „Русского балета"
До 19 ноября

Материалы по теме
Просмотры: 3431
Популярные материалы
1
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
2
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
3
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
4
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
7
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru