The Art Newspaper Russia
Поиск

Как видео становилось взрослым

Книга Барбары Лондон, первого куратора видеоарта в МоМА, рассказывает о ее долгом романе с экспериментальным искусством второй половины ХХ века

Еще в 1973 году Барбара Лондон подготовила для Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке первую программу видеоарта. На протяжении следующих 40 лет она устраивала здесь выставки, нередко становившиеся знаковыми, и занималась закупками важных произведений. Лондон была свидетельницей и участницей постепенного внедрения видеоискусства в музейный контекст. К 2013 году, когда она покинула МоМА, видео и связанные с ним технологии давно уже считались полноценными художественными средствами наряду с живописью и скульптурой. В своей новой книге «Видео/Искусство: 50 первых лет» куратор документально описывает это развитие.

В разговоре с корреспондентом The Art Newspaper Барбара Лондон (сейчас она адъюнкт-профессор аспирантуры на отделении изобразительного искусства в Йельском университете) говорит, что «оказалась на гребне волны с самого начала» применения видео в искусстве. «Медиа космического века», как она его характеризует, зародилось в 1950-е годы, но только в следующем десятилетии проявило себя в доступных формах, таких как portapack, автономная аналоговая система видеозаписи на батарейках, которую мог легко переносить один человек. Эта система очень пригодилась миру искусства, стремившемуся в то время выйти за пределы традиционных художественных средств.

Для Барбары Лондон своего рода триггером послужило выступление Мерса Каннингема в Бруклинской музыкальной академии в 1970 году. Оно зародило в ней «неотступную мысль о процессуальном искусстве», как она пишет, которое открылось для нее в богатой и чрезвычайно разнообразной контркультуре Нью-Йорка. Лондон познакомилась с радикальным творчеством художников-постминималистов Ричарда Серры и Роберта Смитсона, с междисциплинарной практикой Театра танца Джадсона, с экспериментами соратника Каннингема, композитора и разносторонне одаренного человека Джона Кейджа, через которого она узнала о перформансах, хеппенингах и международном движении Fluxus. 

Выдающимся участником Fluxus был уроженец Кореи художник Нам Джун Пайк, чья ретроспективная выставка проходила недавно в Тейт Модерн. Он легенда видеоарта. «Очень интересно размышлять о 1960-х и начале 1970-х, о творческом подходе некоторых художников того времени, например Нам Джун Пайка или Марты Рослер. У них были крайне утопические взгляды: они хотели, чтобы их работы увидело как можно больше людей. Но они совершенно не пользовались авторитетом в то время — я имею в виду музеи и телекомпании. У этих авторов были тогда лишь доступные им технические возможности, и они просто работали. А еще обладали невероятной энергией. Именно это меня и привлекло», — говорит Барбара Лондон. «Вообще-то, мы понятия не имели, чем именно они занимаются, но со временем все начало вырисовываться, потому что оборудование становилось все лучше и лучше», — признается она.

В книге прослеживается, каким образом видео интегрировалось в мультимедийные перформансы; как благодаря финансированию Фонда Рокфеллера и Нью-Йоркского государственного совета по делам искусств оно получило эфир на общественном телевидении США; как новые цифровые технологии позволили создавать все более сложные проекции, предвосхищавшие появление иммерсивных видеоинсталляций. Автор в своих очерках особо выделяет ключевые фигуры — от первопроходцев вроде Дары Бирнбаум, Билла Виолы, Джоан Джонас до цифровых экспериментаторов Тони Оурслера и Пипилотти Рист и самых молодых художников наподобие Сондры Перри. 

Лондон говорит, что сразу осознала глобальное значение видеоарта: «Я всегда смотрела на все в общей перспективе». Это привело ее в Азию. Несмотря на «ограниченный выставочный бюджет и лимитированные средства на закупки», она смогла исследовать положение дел в Японии и Китае задолго до того, как большинство западных музеев начали активно приобретать экспонаты за пределами Европы и Северной Америки. Значительная часть книги посвящена мастерам азиатского видео — упомянем хотя бы Чжан Пэйли и Сюй Бина.

Автор книги, впрочем, осознает, что с появлением интернет-искусства, виртуальной и дополненной реальности видеоарт среди многих других технологий — «это уже история», теперь она предпочитает более широкий термин — «медийное искусство». Однако, как говорит Лондон, «определения — это лишь вспомогательные средства на какой-то момент, и мы постоянно их пересматриваем». И если сегодня нам подходит определение «медийное искусство», то «в дальнейшем название будет меняться». 

Просмотры: 853
Популярные материалы
1
Российские музеи начнут работать 1 июня
Это касается отдельных регионов, в Москве и Санкт-Петербурге публику ждут в начале июля.
22 мая 2020
2
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
3
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
4
Каподимонте и Галерея Боргезе открылись, Уффици — приготовиться!
Почти сразу после объявления итальянским правительством чрезвычайных мер поддержки особым «декретом перезапуска» министр культуры Италии Дарио Франческини дал зеленый свет и открытию музеев.
22 мая 2020
5
Александр Юликов: «Я согласен, что делаю медитативное искусство»
Классик русского современного искусства недавно получил грант-премию нью-йоркского фонда Barnett and Annalee Newman Foundation. Художник рассказал, что для него значит это признание и как он шел своим путем в абстракции.
26 мая 2020
6
Российские музеи откроются для посетителей не раньше середины июля
При этом сотрудники музеев в регионах с относительно благоприятной эпидемиологической обстановкой смогут приступить к работе в начале июня.
26 мая 2020
7
Дэвид Чипперфилд реновирует Центральный телеграф
Планируется, что работы начнутся в конце 2021 года и завершатся в начале 2024 года.
26 мая 2020
8
Снимки — не то, чем кажутся
«Фотография как современное искусство» — первое русскоязычное издание книги англичанки Шарлотты Коттон, много лет исследующей историю светописи.
22 мая 2020
9
Музеи Великобритании сливаются в соцсетях
Во время карантина музеи, галереи и библиотеки Великобритании создают сложную сеть культурных параллелей при помощи хештега #CollectionsUnited.
25 мая 2020
10
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru