18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки месяца в Москве

Невозможные путешествия в Музее Москвы, иконы из собрания концептуалиста Николая Паниткова в Музее имени Рублева, старинный русский плакат в РГБ и «Новый мир» Семена Файбисовича в «ГУМ-Red-Line»

Небольшая, но занимательная и изящно сделанная выставка, в основу которой легла книга нидерландского мореплавателя Яна Стрейса «Три путешествия», изданная в Амстердаме в 1676 году. Отрывки из нее, описывающие увиденное автором в Москве и в Персии, инсталлированы в зале и читать их чрезвычайно любопытно. За «сейчас» отвечают современные художники Олег Елагин и Оксана Стогова (Россия), Сепиде Бехрузян и Зейнаб Шахиди Марнани (Иран), Сесилия Хендрикс, Паулин Олтхейтен (Нидерланды). Они сделали работы, ассоциативно связанные с книгой Стрейса и археологическими находками XV–XIX веков из коллекции Музея Москвы и Музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

Музей Москвы
Невозможные путешествия в Нидерландах, России и Персии тогда и сейчас
До 29 марта


Художник-концептуалист Николай Панитков (р. 1952) не первый раз представляет иконы из своего собрания на музейной выставке. «Должен заметить, что я как „не понимал“ икону 30 лет назад, так „не понимаю“ ее и теперь, несмотря на множество увиденного и прочитанного. Эта позитивная энергия непонимания и является для меня самой важной», — написал он в комментарии к одной из них. Тем не менее у выставки ясный сюжет — путешествие по городам и монастырям, изображенным на иконах русских святых XVII–XIX веков. Как правило, это изображение одного или нескольких святых вместе с построенными ими обителями: Сергей и Герман Валаамские стоят рядом с Валаамским монастырем, вокруг Кирилло-Белозерского монастыря на одной из икон сгруппированы восемь прославивших его святых, а Александр Ошевенский указывает на основанную им обитель в одиночестве.

Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Дорогами Святой Руси. Иконы русских святых из собрания Николая Паниткова
До 17 мая


Среди 300 плакатов, включенных в выставку, есть хорошо известные, таких классиков русской живописи, как Лев Бакст, Михаил Врубель, Валентин Серов. Но многие листы здесь без авторов, впервые извлеченные из библиотечного хранилища. Экспозиция делится на тематические разделы: городские афиши с анонсами разных зрелищ, торговая реклама, патриотический плакат. Для погружения зрителя в исторический контекст преду­смотрена вступительная часть, дающая представление о городской жизни рубежа веков. Организован и показ первых русских фильмов. О царившей в рекламе свободе в выборе выразительных средств свидетельствует возрастное ограничение для зрителей выставки — 18+.

Российская государственная библиотека, Ивановский зал
Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века
До 28 июня


Семен Файбисович (р. 1949) — не то концептуалист, не то документалист. Уже в ­1980-е он стал писать картины, используя как матрицу фотографию. Снимал родную Москву, ее повседневную жизнь без прикрас, со всеми ее драгоценными нюансами, чтобы затем зафиксированное камерой переносить на большие холсты. Так появились «московские» серии, в том числе «Мой двор» и «Казанский вокзал», показанные в 2019 году на ретроспективе художника в Третьяковской галерее. Тогда же галерея «ГУМ-Red-Line» включила несколько работ Файбисовича в свою групповую выставку «Одна семья». Теперь на персональной выставке художника можно увидеть 20 новых работ, тоже на тему города. Но это уже Тель-Авив, где Файбисович живет с 2016 года.

Галерея «ГУМ-Red-Line»
Семен Файбисович. Новый мир
12 марта – 26 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+